|
ельно] ворвался в город. Сяньбийцы, обнаружив это, в большом страхе
бросились назад, к крепости. Пубунно преградил путь к крепости и завязал
[упорное] сражение, перебил великое множество [врагов]. [Тогда] с
развевающимися знаменами и барабанным боем выступило вперед [войско] вана.
Сяньбийцы со всех сторон получали [удары] неприятеля. Оказавшись в безвыходном
положении и обессилев, [они] покорились и стали зависимой (вассальной) страной".
Этот отрывок из «Самгук саги» интересен еще и тем, что в нем слово «шпион»
записано двумя иероглифами, которые по-корейски читаются как «панкан» (кит.
фаньцзянь, яп. ханкан), что буквально означает «обратный шпион». Этот термин
вне всякого сомнения заимствован из «Сунь-цзы» и свидетельствует, что когурёсцы
задействовали в операции перевербованного сяньбийского агента.
В середине 70-х гг. в ряде популярных журналов о боевых искусствах Востока
появились публикации, рассказывающие о таинственных корейских шпионах и
диверсантах сульса (в другом прочтении – соса). Информация исходила от Ли
Банджу, утверждавшего, что он – 58 патриарх хварандо, боевого искусства
элитарного корпуса хваранов.
По словам Ли Банджу, в гвардейском корпусе хваранов имелся специальный
разведывательно-диверсионный отряд сульса, что в переводе, якобы, означает
«рыцари ночи». Если обычные хвараны следовали светлому, янскому Пути, сульса
постигали «путь тьмы» (амджа), на котором хитрость и обман считались ключевыми
элементами успеха. Сульса должен использовать любые способы, приемы, средства,
оружие и стратегию для достижения победы. Для него конечный результат превыше
всего и оправдывает средства.
Возникновение сульса объясняется постоянной враждой между несколькими
корейскими государствами, в которой шпионаж и контршпионаж были необходимыми
условиями выживания.
Сульса представляли собой спецназ, который тренировался в методах проникновения
на вражескую территорию, возвращения назад, сборе информации, убийствах и
системе выживания. Они учились психологическому, физическому и эмоциональному
манипулированию противником, навыкам сбора секретной информации.
Сульса использовали все возможные способы для выполнения заданий. Но не
забывали они и своеобразный «кодекс» хваранов: «Государю будь предан; с
родителями будь почтителен; с друзьями будь искренен; в бою будь храбр; убивая
живое, будь разборчив».
По утверждению Ли Банджу, благодаря сульса своему королевство Силла смогло
разгромить соседние государства Пэкче и Когурё и объединить Корею. Прекращение
войн, столь благодатное для процветания страны, пагубно сказалось на сульса,
которые перестали быть необходимыми и пришли в упадок.
Ли Банджу указывает, что в период своего расцвета сульса овладевали методами
маскировки, отвлечения внимания, внушения, бесшумного подкрадывания и камуфляжа.
В маскировке они, якобы, следовали концепции слияния духом и телом с
окружающим миром: чтобы притвориться камнем, нужно изучить его характеристики и
в своем сознании полностью превратиться в камень. Сульса учились прятаться не
только на суше, но и в воде, под землей, на деревьях, в любых условиях
местности, достигая состояния, когда не существует различий, и все вещи
сливаются воедино.
При проникновении в лагерь противника и выходе из вражеского окружения сульса
должны были учитывать личностные особенности противника. Они осваивали способы
быстрого перемещения, лазания по деревьям, акробатики и подкрадывания. Большое
внимание развитию ментальной мощи, овладению управлением внутренней энергии ки,
способности читать мысли, развитию терпения, а также методам усыпления
противника. Изучалась также прикладная психология.
В одной из статей утверждается, что ученик Ли Банджу, американец Майк Эчанис,
использовал многие элементы тайного учения сульса в подготовке элитных
спецподразделений.
Поклонники хварандо ныне даже утверждают, что сульса обучили своему искусству
нескольких японских воинов, от которых в стране Восходящего солнца и пошла
традиция нин-дзюцу.
Однако, у красивого предания о сульса нет практически никакой исторической
основы. В старинных текстах такой термин не встречается, нет его и в тех
корейских энциклопедических словарях, какие довелось просмотреть автору. Судя
по всему, Ли Банджу просто решил воспользоваться интересом широкой публики к
ниндзя и в целях саморекламы запустил «утку» насчет сульса. Изучение источников
показывает, что единой системы подготовки шпионов и разведчиков в древней Корее
по-видимому не существовало. И разведка у корейцев была не на высоте: летопись
«Самгук саги» полна сообщений о «неожиданных нападениях» врага. Так же как и в
Китае, здесь все решали любители. Правда, иногда среди них попадались настоящие
таланты, способные привести к краху целое государство. Вот что рассказывается в
«Самгук саги» об одном из них: "Задолго до этого когурёский ван Чансу, втайне
замышлявший [нападение] на Пэкче, искал человека, который смог бы шпионить там.
И сразу откликнулся на его призыв буддийский монах Торим: «(Я), недостойный
монах, не смог постичь буддийское Учение, но думаю о том, как бы отплатить
госу
|
|