|
орый позволит при помощи скрытых
действий, не вступая в открытое военное столкновение, разрушить его планы.
Такие стратегические планы в современной науке называют «стратагемами»
(по-китайски: чжимоу, моулюе).
Стратагема – это такой стратегический план, в котором для противника заключена
какая-либо ловушка или хитрость. Стратагемность, как метод составления и
использования стратагем, зародилась в глубокой древности и была связана с
приемами военной и дипломатической борьбы. Уже в «И-цзине»[17], основное
содержание которой датируется Х – VIII вв. до н.э. намечаются определенные
стратагемные типы поведения.
Стратагема подобна алгоритму, она организует последовательность действий.
Стратагемность – это способность предвидеть последствия поступков. Раскрывая
способность просчитать ходы в политической или военной игре, а порой и
запрограммировать их, исходя из особенностей ситуации и качеств противника, она
служит образцом активной дальновидности. В Китае уже за несколько столетий до н.
э. выработка стратагем вошла в практику и, став своего рода искусством,
обогащалась многими поколениями.
Умение составлять стратагемы свидетельствовало о способностях человека, а
наличие плана вселяло уверенность в успехе. Поэтому издревле стратегия и
стратегические планы стали пользоваться большим уважением. Состязание в
составлении и реализации стратагем шло во всем – от политики до игры в
китайские облавные шашки (вэй-ци). Появился даже специальный термин «чжидоу»,
обозначавший такую состязательность. Стратагемность стала чертой национального
характера, особенностью национальной психологии.
В процессе практики составления и применения стратегических планов сложилась
система из 36 классических стратагем. Впервые 36 стратагем упоминаются в
«Истории династии Южная Ци», составленной Сяо Цзысяном (489-537 гг.). В этом
произведении упоминаются «36 стратагем почтенного господина Тана». Под
«господином Таном» подразумевается знаменитый полководец династии Южная Сун Тан
Даоцзи (420-479 гг.).
Точно неизвестно, что представляли из себя 36 стратагем господина Тана, но до
наших дней сохранились два трактата, в которых описаны 36 стратагем. Первый из
них датируется концом династии Мин (1368-1644) и называется «36 стратагем.
Тайная книга воинского искусства». Второй трактат называется «Философия
Хуньмынь». Он принадлежит тайному обществу Хуньмынь, основанному ок. 1674 года
для борьбы против чужеземной маньчжурской династии Цин (1644-1911) и
восстановления коренной династии Мин. Оба трактата были опубликованы в ХХ веке.
Начиная с середины ХХ в. в КНР, Гонконге и на Тайване многомиллионными тиражами
был издан целый ряд исследований 36 стратагем. В 80-е годы подробные
исследования 36 стратагем были опубликованы в Корее и Японии. Это показывает их
популярность на всем Дальнем Востоке.
Трактат Сунь-цзы, в котором великий китайский стратег требовал облекать
предварительные расчеты в форму стратагем, сыграл едва ли не главную роль в
развитии стратагемности и того, что японцы называют «боряку» – «хитрость,
уловка, маневр, интрига, заговор». Боряку стало одним из ключевых элементов
нин-дзюцу, а сами стратагемы и принцип использования стратегических планов с
расстановкой ловушек противнику стал фундаментом всего этого искусства. Поэтому
Сунь-цзы без преувеличения можно назвать отцом нин-дзюцу как особого искусства
и особой науки.
Использование шпионов в доктрине
Сунь-цзы
Глава «Использование шпионов» занимает в «Сунь-цзы» одно из главнейших мест.
Объясняется это исходными посылками автора, который утверждает необходимость
знания себя и противника и использования обмана. При этом шпионы – единственный
достоверный источник информации о враге. О шпионах Сунь У
пишет:
"1. Сунь-цзы сказал: вообще, когда поднимают стотысячную армию, выступают в
поход за тысячу миль, издержки крестьян, расходы правителя составляют в день
тысячу золотых. Внутри и вовне – волнения; изнемогают от дороги и не могут
приняться за работу семьсот тысяч семейств.
2. Защищаются друг от друга несколько лет, а победу решают в один день. И в
этих условиях жалеть титулы, награды, деньги и не знать положения противника –
это верх негуманности. Тот, кто это жалеет, не полководец для людей, не
помощник своему государю, не хозяин победы.
3. Поэтому просвещенные государи и мудрые полководцы двигались и побеждали,
совершали подвиги, превосходя всех других, потому, что все знали наперед.
4. Знание наперед нельзя получить от богов и демонов, нельзя получить и путем
умозаключений по сходству, нельзя получить и путем всяких вычислений.
Знание положения противника можно получить только от людей.
5. Поэтому пользование шпионами бывает пяти видов: бывают шпионы местные,
бывают шпионы внутренние, бывают шпионы обратные, бывают шпионы смерти, бывают
шпионы жизни.
6. В
|
|