|
ть обходный в прямой, превратить бедствия в
выгоду. Поэтому тот, кто, предпринимая движение по такому обходному пути,
отвлекает противника выгодой и, выступив позже него, приходит раньше него, тот
понимает тактику обходного движения». Сунь-цзы очень высоко ставит эту
тактику:
«Кто заранее знает тактику прямого и обходного пути, тот побеждает. Это и есть
закон борьбы на войне».
Главнейшим условием всех действий на войне Сунь-цзы считает быстроту. Быстрота
сама по себе уже представляет мощь. Удар по противнику, если он производится с
быстротой, «подобной ветру», уже тем самым обладает сокрушительной силой.
Сунь-цзы особо указывает, что лучшим на войне является быстрое вторжение на
территорию противника. Он рекомендует внимательно следить за всеми действиями
противника и подстеречь удобный момент, когда тот приоткрывает себя. Умение
подстерегать малейшую оплошность противника при одновременной искусной
маскировке собственных намерений Сунь-цзы рисует очень образно: «Сначала будь
как невинная девушка – и противник откроет у себя дверь. Потом же будь как
вырвавшийся заяц – и противник не успеет принять мер к защите».
Таково содержание общей тактики Сунь-цзы. Частная тактика состоит из правил о
том, как вести бой в различных местностях в зависимости от их топографических и
стратегических свойств, как действовать в различных случаях численного
соотношения сил сторон и т.д. Сюда же относятся и правила тактической разведки.
Сунь-цзы говорит: «Действий в сражении всего только два – правильный бой и
маневр… Вообще в бою схватываются с противником правильным боем, побеждают же
маневром». Таким образом, маневр является инструментом победы.
Однако для победы необходимо сочетание правильного боя и маневра: «То, что
делает армию при встрече с противником непобедимой, – это правильный бой и
маневр». При этом Сунь У подчеркивает, что непроницаемой стены между этими
двумя приемами боя нет. Наоборот, их соотношение такое же диалектическое, как и
всех прочих элементов стратегии и тактики. Правильный бой в известных условиях
переходит в маневр, маневр – в правильный бой. «Действий в сражении всего
только два…, но изменений в правильном бое и маневре всех и исчислить
невозможно. Правильный бой и маневр взаимно порождают друг друга, и это подобно
круговращению, у которого нет конца». Таким образом, и в этой области боя
господствует закон изменений и превращений. И как всегда, секрет победы
заключается в том, чтобы этими изменениями и превращениями овладеть.
Последнее, что осталось отметить в тактике Сунь-цзы, это его учение об ударе.
Он требует, чтобы удар был стремительным, рассчитанным, коротким,
сокрушительным. Сунь-цзы считает, что удар наносит не что иное, как «мощь»
армии, т.е. ее потенциальная сила, слагающаяся из ряда вышеописанных
взаимодействующих элементов.
Такова в общих чертах военная доктрина Сунь-цзы. Как видим, она опирается на
глубочайшее философское понимание борьбы вообще. Именно в этом кроется причина
ее колоссального влияния на многие сферы жизни.
Учение Сунь-цзы оказало колоссальное влияние на японское искусство нин-дзюцу.
Ведь что есть нин-дзюцу как не искусство познания «пустоты» и «полноты»,
понимания изменений и превращений? В действительности, доктрина Сунь У
предопределила стратагемную сущность нин-дзюцу, и об этом нужно сказать особо.
Учение Сунь-цзы и
стратагемы
Значение трактата «Сунь-цзы», с точки зрения исследователя истории нин-дзюцу,
заключается не только в том, что в нем впервые в мировой практике было дано
систематическое описание конкретных методов использования шпионов. Вклад
китайского стратега в развитие нин-дзюцу огромен потому, что в своем сочинении,
он сформулировал особый принцип военного искусства – принцип «стратегического
нападения» (Н. И. Конрад) или «нападения посредством стратагемы» (Л. Джайлз).
Перечисляя в I главе своего трактата качества, которые требуются от хорошего
полководца, Сунь-цзы на первое место поставил ум. И это не случайно. В главе
«Стратегическое нападение» это требование находит свое объяснение. Полководец
должен уметь победить, не сражаясь. А это значит, что он должен уметь
«размышлять», «вырабатывать план», «уметь нападать замыслом», «нападать планом».
«Самая лучшая война – разбить замыслы противника», – говорит Сунь У. Китайский
комментатор Ду Ю пишет: «Тот, кто умеет устранить бедствие, справляется с ним,
когда оно еще не зародилось; тот, кто умеет победить противника, побеждает его,
когда он еще не имеет формы».
Победить опасность еще до того момента, как она оформится, можно только в том
случае, если удастся заранее раскрыть замысел врага и самому, в свою очередь,
разработать такой стратегический план, ко
|
|