Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Путь Воина (Буси-До) :: Япония :: Нин-дзюцу :: Алексей Горбылёв - Путь невидимых. Подлинная история нин-дзюцу.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 165
 <<-
 
олноты» и «пустоты», она зависит от соотношения сильных 
и слабых сторон. Поэтому оперирование формой есть, по сути дела, оперирование 
сильными и слабыми сторонами. Эта форма должна быть нераспознаваема для 
противника, чтобы от него были скрыты все мои потенции. «Поэтому предел в 
придании своему войску формы – это достигнуть того, чтобы этой формы не было,» 
– говорит Сунь-цзы. «Когда формы нет, даже глубоко проникший лазутчик не сможет 
что-либо подглядеть, даже мудрец не сможет о чем-либо судить». Следовательно, 
истинная форма должна быть от противника скрыта; ему должна быть видима только 
та форма, которую я хочу ему показать. И тогда эта демонстрируемая ему форма 
становится орудием в моих руках, орудием стратегического – в широком смысле 
этого слова – нападения.

Сунь У утверждает: «Если я покажу противнику какую-либо форму, а сам этой формы 
не буду иметь, я сохраню цельность, а противник разделится на части. Сохраняя 
цельность, я буду составлять единицу; разделившись на части, противник будет 
составлять десять. Тогда я своими десятью нападу на его единицу…». Смысл этого 
маневра понятен: будучи равным противнику по силам, можно добиться 
десятикратного превосходства над ним, заставив разделиться на десять частей; 
сделать же это можно, показав ему ложную форму, т.е. такое свое состояние, 
которое заставило бы его это разделение произвести. Сунь-цзы уверен в 
безошибочном действии этого маневра: «Когда тот, кто умеет заставить противника 
двигаться, показывает ему форму, противник обязательно идет за ним». Поэтому 
можно и нужно управлять действиями противника так, чтобы поставить его в 
положение неизбежной капитуляции. Для этого есть различные средства. «Когда 
противнику что-либо дают, он обязательно берет; выгодой заставляют его 
двигаться, а встречают его неожиданностью». Это значит, что орудие 
стратегического нападения – выгода и вред. Воздействовать выгодой значит 
воздействовать приманкой. Создание же угрозы – действие «вредом». «Уметь 
заставить противника самого прийти – это значит заманить его выгодой; уметь не 
дать противнику пройти – это значит сдержать его вредом».

Орудиями стратегической борьбы могут быть и такие действия, как наступление и 
оборона. Комбинируя наступление и оборону, нужно добиваться того, чтобы 
противник не знал, где он будет со мной сражаться: раз он этого не знает, 
значит он должен быть наготове во многих местах, а значит и распылить силы. И 
тогда перевес в силах обеспечит почти верную капитуляцию противника, и уж 
наверняка победу. Таким образом в руках искусного полководца полнота и пустота, 
выгода и вред, наступление и оборона могут служить орудием стратегического 
наступления.

Первое и основное правило стратегии Сунь У определяет так: «Тот, кто хорошо 
сражается, управляет противником и не дает ему управлять собой». Речь идет о 
сохранении в своих руках всей полноты инициативы. В этом правиле, в сущности, 
резюмируется вся стратегическая теория Сунь-цзы. Все остальное – лишь развитие 
этого принципа. Управлять действиями противника – это значит, во-первых, 
управлять его движениями: заставлять идти туда, куда я хочу, и не давать идти 
туда, куда я не хочу; во-вторых, управлять его боевыми действиями: заставлять 
его принимать бой там и тогда, когда это мне выгодно, и не давать ему 
возможности вступать со мной в бой, когда это мне не выгодно.

Сохранить за собой всю полноту стратегической и тактической инициативы можно, 
во-первых, путем предупреждения противника во всех его действиях. Второй способ 
управления действиями противника – овладеть тем, что ему дорого: «Захвати 
первым то, что ему дорого. Если захватишь, он будет послушен тебе». Тогда им 
можно манипулировать как куклой. Близко к этому способу действий подходит прием 
«нападения на то, что противник не может не защищать». «Если я не хочу вступать 
в бой, пусть я только займу место и стану его оборонять, все равно противник не 
сможет вступить со мной в бой. Это потому, что я отвращаю его от того пути, 
куда он идет». Т.е. речь идет о стратегическом маневрировании, вынуждающем 
противника к тем или иным действиям. Хорошим средством управлять действиями 
противника Сунь-цзы считает действия, являющиеся для противника неожиданностью, 
вследствие чего он оказывается неподготовленным. Неожиданным действием можно 
вызвать полную растерянность противника. «У того, кто умеет нападать, противник 
не знает, где ему обороняться; у того, кто умеет обороняться, противник не 
знает, где ему нападать». Сунь У считает, что полководец, умеющий так 
действовать, является «властителем судеб противника».

Таков общий закон ведения войны. На него опираются общая тактика и частная 
тактика. В основе общей тактики лежит положение: война – это путь обмана. 
Сунь-цзы говорит о различных приемах военной хитрости: тактической маскировке, 
различных предосторожностях, использовании недостатков или ошибок противника, 
воздействии на него изнутри, воздействии на его психологию. При этом хитрости, 
или «обману», он придает такое значение, что считает возможным заявить: «В 
войне устанавливаются на обмане».

К области общей тактики относится и развиваемая Сунь-цзы теория «прямого и 
обходного путей». Особое значение Сунь У придает тому, что он называет 
«тактикой обходного пути». Для Сунь-цзы в обходном пути скрывается прямой; 
обходный путь нередко ближе и вернее ведет к цели, чем прямой. Но «трудное в 
борьбе на войне – это превратить п
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 165
 <<-