Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Путь Воина (Буси-До) :: Япония :: Нин-дзюцу :: Алексей Горбылёв - Путь невидимых. Подлинная история нин-дзюцу.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 165
 <<-
 
ь к действиям, 
уязвимость. Вместе с тем слово «полнота» Сунь-цзы прилагает и ко всякому 
частному случаю, называя так всякий сильный пункт; словом же «пустота» называет 
любой слабый, уязвимый пункт.

Именно за этой «пустотой» у противника, за его дефектами, недостатками, слабыми,
 уязвимыми сторонами и должен следить полководец. Поэтому особенно важно, чтобы 
он умел оценивать, так как лишь опытный глаз может открыть наличие уязвимого 
пункта.

В этом плане характерно название, которое прилагает Сунь У к шпионам – 
«цзяньчжэ» (по-японски, кандзя) где «чжэ» – «человек», а «цзянь» – «промежуток, 
интервал» – промежуток, или пустота, через которую шпион проникает во вражеский 
стан, а также та «дыра», которую шпион должен обнаружить у врага.



Полководец должен «пустоте» противника противопоставить свою «полноту», 
уязвимости противника – собственную неуязвимость, причем именно там, где 
обнаружилась уязвимость противника. Если у противника обнаружилось утомление, 
нужно противопоставить ему свежесть своих сил; если у него появился недостаток 
боеприпасов, нужно противопоставить полноту своего снабжения и т.д. Полководец, 
сумевший открыть уязвимый пункт противника и противопоставить ему свою 
собственную неуязвимость, уже тем самым победил. Сражение только оформляет уже 
достигнутую победу.

Используя понятия «полноты» и «пустоты», Сунь У уподобляет удар уже победившей 
армии по армии, уже, в сущности, побежденной, удару «камнем по яйцу», «полным 
по пустому». Победа есть результат столкновения «полноты» у себя с «пустотой» у 
противника.

Однако, пустота и полнота взаимопреходящи. Японский комментатор Сорай пишет: 
«Полнота и пустота так меняются, так переходят друг в друга, что между ними 
нельзя просунуть даже тончайшего волоска. То, что до сих пор было полнотой, 
вдруг меняется и становится пустотой; то, что до сих пор было пустотой, вдруг 
меняется и становится полнотой. Как нет раз навсегда установленной полноты, так 
нет и раз навсегда установленной пустоты».

Сунь У, как говорилось выше, устанавливает положения собственной непобедимости 
и возможности победить. Первое положение Сунь-цзы связывает с понятием обороны, 
второе – с понятием наступления.

При этом в каждом положении заключены и признак слабости и признак силы. 
Положение обороны – это положение силы, при нем противник не может победить. Но 
в то же время оно – признак слабости, поскольку и противника нельзя победить. 
Точно так же и с наступлением. Наступление – это такое состояние, когда я могу 
победить противника. Но возможность победить, присущая мне, реализуется не 
одним мной, но и противником, который должен сделать возможным свое поражение. 
Поэтому в наступлении есть своя сила – возможность победы, и своя слабость – 
зависимость этой победы от состояния противника.

Но этим не исчерпывается диалектика этих двух явлений. Они сами по себе стоят в 
диалектическом отношении друг к другу, так как наступление и оборона – по сути 
дела одно и то же. Окончательную формулу внутреннего соотношения обороны и 
наступления дает комментатор «Сунь-цзы» Ли Вэй-гун: «Наступление есть механизм 
обороны, оборона – орудие наступления. Если наступать, не обороняясь, и не 
обороняться, наступая, это значит не только считать эти два действия разными 
вещами, но и видеть в них два различных действия по существу».

Таков закон изменений и превращений. Но Сунь У далек от мысли, что должно 
ограничиться только его наблюдением и констатацией. Он допускает вмешательство 
в процесс изменений и превращений. И более того – овладение им.

Прежде всего, по Сунь У, нужно познать «изменения». Однако это знание не должно 
быть пассивным. Оно должно иметь свою направленность, целеустремленность. 
Полководец должен познавать процесс изменений, чтобы обнаруживать в нем то, что 
ему может быть выгодно. И тогда это знание станет силой.

Вообще, процесс изменений и превращений для китайцев есть не что иное, как 
мировой процесс, содержание всего бытия. Поэтому тот, «кто умеет в зависимости 
от противника владеть изменениями и превращениями и одерживать победу, 
называется божеством».

Уже говорилось, что Сунь-цзы считал, что лучше одерживать победу, не воюя. 
Сунь-цзы указывает: «Можно, не притупляя оружия, иметь выгоду: это и есть 
правило стратегического нападения». Для этого нужно поставить противника в 
такое положение, при котором он увидел бы, что борьба бесполезна и что остается 
только одно – сдаться. Сунь У полагает, что в этом нет ничего невозможного, 
если полководец владеет стратегическим искусством, т.е. понимает в совершенстве 
процесс изменений и превращений на войне и умеет им распоряжаться. 
Стратегическое нападение состоит из умелого действия категорией, которую Сунь У 
называет «формой».

Форма – это общее состояние армии, ее потенциальная мощь. Она представляет 
собой производное от «
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 165
 <<-