|
читает, что начинать войну можно тогда, когда существует
план, выработанный заранее, еще до сражения.
Этот план должен быть основан на том, что Сунь-цзы называет «расчетами».
«Расчеты» – это предварительный учет обстановки, соотношения сил и боевой
подготовки.
Что же подлежит учету? Все что касается себя и противника, причем именно в
сопоставлении. Только знание этого соотношения и может стать прочным основанием
оперативного плана. Конкретно взвесить нужно следующее: «Кто из государей
обладает Путем? (На языке Сунь-цзы это означает: у кого в стране достигнуто
упомянутое выше единство.) У кого из полководцев есть таланты? (т.е.
перечисленные выше качества.). Кто использовал Небо и Землю? (т.е. учел факторы
времени и пространства). У кого выполняются правила и приказы? У кого войско
сильнее? У кого офицеры и солдаты лучше обучены? У кого правильно награждают и
наказывают?» Т.е. взвешиванию подлежат и материальные, и организационные, и
моральные факторы войны.
Разумеется, что эти расчеты могут быть произведены лишь тогда, когда в
распоряжении имеются соответствующие данные, полное знание обеих сопоставляемых
сторон. Знание самого себя естественно. Но требуется полное знание еще и
противника. Эту мысль Сунь У выражает в своих знаменитых словах: «Если знаешь
его и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя,
а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не
знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть
поражение».
Но как получить это знание? Сунь У отвечает: «Знание положения противника можно
получить только от людей». Т.е. от тайных агентов, шпионов. Подробнее мы
поговорим об этом далее.
Сунь У исключительно высоко оценивает значение предварительного расчета. С его
точки зрения, это вернейший залог победы. «Кто еще до сражения – побеждает
предварительным расчетом, у того шансов много; кто еще до сражения не побеждает
расчетом, у того шансов мало. У кого шансов много – побеждает; у кого шансов
мало – не побеждает; тем более же тот, у кого шансов нет вовсе. Поэтому для
меня – при виде этого одного – уже ясны победа и поражение».
Конечно, враг тоже будет стремиться собрать необходимую информацию. Поэтому
Сунь У уделяет большое внимание сохранению военной тайны. «Передвигая войска,
действуй согласно своим расчетам и планам и делай так, чтобы никто не мог
проникнуть в них». Замыслы полководца не должны быть известны не только
противнику, но и собственной армии, даже подчиненным командирам. Более того.
Сунь-цзы советует даже намеренно вводить в заблуждение не только противника, но
и своих солдат. «Полководец должен сам быть всегда спокоен и этим непроницаем
для других… Он должен уметь вводить в заблуждение глаза и уши своих офицеров и
солдат и не допускать, чтобы они что-либо знали. Он должен менять свои замыслы
и изменять свои планы и не допускать, чтобы другие о них догадывались. Он
должен менять свое местопребывание, выбирать себе окружные пути и не допускать,
чтобы другие могли что-нибудь сообразить».
По Сунь-цзы, победа в сражении – результат взаимодействия двух сторон – своей и
противника. Это результат соединения собственной непобедимости для противника с
возможностью победить его. Собственная непобедимость – это результат доведенной
до полноты обороны. Возможность победить противника сводится только к одному –
к способности наступать. Настоящая оборона – это не признак слабости. Наоборот,
она – признак силы. О нее разбиваются все усилия противника. Она есть
непобедимость. Однако «когда обороняются, значит, есть в чем-то недостаток».
«Тот, кто хорошо сражается, может сделать себя непобедимым, но не может
заставить противника обязательно дать себя победить,» – говорит стратег. Именно
этого недостает обороняющемуся: возможности победить. Недостает ее потому, что
возможность победы над противником заключена в нем самом. Поэтому «в древности
тот, кто хорошо сражался, прежде всего, делал себя непобедимым и в таком
состоянии выжидал, когда можно будет победить противника». «Когда нападают,
значит, есть все в избытке,» – кратко говорит Сунь-цзы.
Как же все-таки одерживают победу? «Тот, кто хорошо сражается, стоит на почве
невозможности своего поражения и не упускает возможности поражения противника».
«Наука верховного полководца состоит в умении оценить противника, организовать
победу». Что же подлежит наблюдению и оценке? «Полнота» и «пустота».
Под «полнотой» Сунь У подразумевает полноту боевой подготовки, способность к
активным действиям, полную неуязвимость для противника. Под «пустотой»
подразумевается несовершенство подготовки, слабая способнос
|
|