Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Путь Воина (Буси-До) :: Япония :: Нин-дзюцу :: Алексей Горбылёв - Путь невидимых. Подлинная история нин-дзюцу.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 165
 <<-
 
значит, что цель для него нужно уметь превратить в средство для себя. Именно на 
этом Сунь У строит свое учение о заманивании, завлечении противника, о 
принуждении его к тем или иным желательным действиям. Заставить его предпринять 
нужное действие можно, предоставив ему какую-либо временную, незначительную, а 
то и прямо призрачную выгоду. «Уметь заставить противника самого прийти – это 
значит заманить его выгодой».

Борьба на войне, как и всякая борьба, может привести к успеху или к неудаче. 
Успех для Сунь У состоит в получении выгоды. Неуспех же есть опасность.

Война – это самый трудный вид борьбы, а значит и наименее выгодный и наиболее 
опасный. Почему наименее выгодный? Сунь-цзы наставляет: «Наилучшее – сохранить 
государство противника в целости, на втором месте – сокрушить это государство. 
Наилучшее – сохранить армию противника в целости, на втором месте – разбить ее».



Если война ведется ради выгоды, то выгоднее овладеть страной противника, не 
разорив ее, лучше подчинить себе армию противника, не уничтожая ее, а получив 
возможность распоряжаться ее живой силой и материальными ресурсами.

Но на войне неминуемо хотя бы частичное уничтожение того, чем стремятся 
овладеть. Поэтому война – наименее выгодный способ приобретения выгод. «Сто раз 
сразиться и сто раз победить – это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего – 
покорить чужую армию, не сражаясь».

Война – не только наименее выгодный путь к обретению выгод, но и наиболее 
опасный. В войне на карту ставится все. Об этом говорится в самом начале 
трактата: «Война – это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, 
это путь существования и гибели». Поэтому прежде чем решиться на войну, 
необходимо испробовать все прочие средства. Какие же это средства? Сунь У 
отвечает, что, во-первых, надо разбить замыслы противника, т.е. искусной 
политикой разрушить план агрессивно настроенного соседа и соответствующими 
мероприятиями в своей стране сделать осуществление его замыслов невозможным. 
«На следующем месте – разбить его союзы», т. е. добиться международной изоляции 
врага, когда он вряд ли может решиться на нападение. И только на третьем месте 
– «разбить его армию».

Сунь-цзы – сторонник блицкрига. Вся 11-я глава его трактата посвящена 
аргументации этой доктрины. Сунь У отвергает длительную войну потому, что она 
невыгодна: «Никогда еще не бывало, чтобы война продолжалась долго и это было бы 
выгодно государству». Понять эту мысль несложно: затяжная война ведет к гибели 
многих людей, материальным потерям, финансовым затруднениям, упадку хозяйства и 
в итоге к разорению страны, бунту и крушению государства.

Как же предупредить такие опасности? Сунь У указывает на один способ, которым 
можно если не полностью устранить трудности войны, то, во всяком случае, 
значительно облегчить их: надо переложить все тяготы войны на плечи противника. 
Для этого нужно перенести военные действия на его территорию. Однако таким 
путем проблему не решить. Решительное средство – это вступить в войну 
подготовленным во всех отношениях и провести ее быстро. Ввиду этого в трактате 
много места отведено вопросам подготовки.

Сунь У различает две стороны подготовки: политическую и военную, внутри которых 
вычленяются подпункты. Прежде всего, стратег говорит о внутриполитической 
подготовке. Он указывает, что воевать можно тогда, когда «мысли народа 
одинаковы с мыслями правителя, когда народ готов вместе с ним умереть, готов 
вместе с ним жить, когда он не знает ни страха, ни сомнений». В другом месте 
Сунь У дает более широкое толкование этого единства. Он подчеркивает 
необходимость единства всех слоев населения: «Побеждают там, где высшие и 
низшие имеют одни и те же желания».

К области военной подготовки Сунь У относит формирование армии, ее оснащение, 
хорошую организацию, надлежащим образом поставленное руководство и налаженное 
снабжение.



Из всего этого слагается полнота боевой подготовки. Сунь У в весьма энергичных 
выражениях требует этого: «Правило ведения войны заключается в том, чтобы не 
полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его 
встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я 
сделаю его нападение на себя невозможным для него».

Очень большое значение Сунь-цзы придает полководцу: хороший полководец – 
«сокровище для государства». Он «есть властитель судеб народа, … хозяин 
безопасности государства».

В связи с этим Сунь У предъявляет к полководцу очень высокие требования. В 
первую очередь он требует от него наличия 5 качеств: ума, беспристрастности, 
гуманности, мужества, строгости. Уму придается первостепенное значение.

После того как проведена вся нужная подготовка, казалось бы можно начинать 
войну. Но Сунь-цзы 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 165
 <<-