|
нал о нападении войскам Ло
Шана. Ло Шан согласился, и наконец в лагере Ли Сюна показался огонь. Тотчас же
100 отборных воинов Ло Шана, стоявших наготове, ринулись в атаку.
Предполагалось, что в суматохе им без труда удастся проникнуть внутрь
укрепления противника. Однако все они были убиты, а войска Ло Шана, двинувшиеся
на штурм вражеского лагеря, попали в засаду и были разбиты. Сам Пу Тай в
решающий момент битвы, вместе со своими соратниками убил Ло Шана, его
сына-наследника и главнокомандующего, обезглавив цзиньское войско. После этого
он приказал воинам не оказывать сопротивления Ли Сюну, и княжество Цзинь пало
без боя.
Чаще всего в качестве шпионов выступали послы. Попав в стан врага, они имели
возможность влиять на обстановку, подкупая чиновников и военачальников,
натравливая их друг на друга.
Нередко послы играли роль «шпионов смерти». Их направляли к противнику для
отвлечения его внимания притворными переговорами о мире или даже для заключения
мира. И когда противник, поверив мирным заверениям, ослаблял бдительность и
становился менее осторожным, противная сторона предпринимала решительную
военную операцию. Тем самым замысел раскрывался, а посол, находившийся для
прикрытия в стане противника, предавался смерти.
В китайских летописях описан случай, произошедший во время борьбы ханьского
императора Гао-цзу (206-195 гг. до н. э.) с циским княжеством. Гао-цзу понимал,
что ему будет нелегко одолеть противника обычным путем. Поэтому он решил
притворно вступить с ним в мирные переговоры и с этой целью направил к нему
послом искусного дипломата Ли Ши-цы. Тот так ловко повел дело, что циский князь
не только согласился на мир, но и отвел свои войска с границ. Этого только и
ждал Гао-цзу. Как только границы лишились защиты, ханьский полководец Хань Синь
вторгся в пределы Ци. Посол был казнен, но это не спасло циское княжество от
разгрома.
От послов-шпионов не требовалось умения переодеваться, подкрадываться и
физически устранять врага. Для них важнее было понимание человеческой
психологии, взаимоотношений между людьми, умение точно оценить баланс сил во
вражеском стане, военно-политическое положение. В основном это зависело от
личных качеств человека, его таланта, а не от специальной подготовки. Возможно
поэтому в Китае в древности и не сложилась цельная система подготовки лазутчика.
Из-за чего китайские агенты очень часто «садились в лужу». Так, в III в. до н.
э., во время борьбы, которую вели циньские войска против Чжао Шэ, они подослали
в его лагерь шпиона, но тот ничего не мог разведать. Ничего не могли разузнать
и шпионы царства Чу, посланные в лагерь Гао-цзу. Известно и немало других
случаев некомпетентности китайских шпионов.
Однако именно китайцы, а точнее китаец по имени Сунь У (Сунь-цзы), сумели
впервые в мировой истории создать единую теорию шпионажа. И не
только…
Сунь-цзы создал единую концепцию военного искусства, глобальную по охвату и
удивительную по глубине постижения закономерностей любого столкновения – будь
то война, сражение или рукопашный поединок. Она оказала определяющее влияние на
всю дальневосточную традицию военного искусства, послужив фундаментом, на
котором развились все остальные формы. Поэтому на военной доктрине Сунь У,
изложенной в трактате «Сунь-цзы», следует остановиться особо.
Военная доктрина
Сунь-цзы
С точки зрения Сунь-цзы, война есть борьба. В ближайшем смысле война – это
единоборство двух армий. Однако, борьба на войне, как считает Сунь-цзы, не
является чем-то резко отличным по своей природе от борьбы вообще: это такая же
борьба, как и всякая другая. Поэтому китайский стратег ставит ее в один ряд с
борьбой дипломатической, политической и всякой иной. Отличие только в одном: из
всех видов борьбы «нет ничего труднее, чем борьба на войне».
Что же такое борьба по Сунь-цзы? «Это – борьба из-за выгоды. Получение выгоды и
есть победа,» – так воспринимает его учение комментатор Ван Чжэ.
Итак, борьба ведется ради выгоды. Сунь У считает, что победа нужна не сама по
себе, она есть только средство для получения выгоды. Понятие выгоды приложимо к
каждому частному проявлению борьбы: борьба за позицию есть борьба за овладение
те-ми стратегическими выгодами, которые эта позиция представляет для занявшего
ее; осада крепости есть борьба за те выгоды, которые приобретаются взятием этой
крепости, и т.д.
Понятию выгоды у Сунь У подчинены все стратегические расчеты. Выгода направляет
всю тактику.
Но выгода не только цель, но и средство. Противник также сражается ради выгоды.
А если так, то, управляя этой целью, можно управлять и его действиями. Это
|
|