|
я древним божеством, поражающим демонов и драконов.
– Я сдаюсь,– прохрипел чуть слышно несчастный гравёр. – Я
сдаюсь!
– Что?! – вскричал Мацумура Сокон.– Мастер не должен говорить подобные
слова!
– Я был глупцом, когда вызвал Вас на поединок, – продолжал гравёр. – Теперь я
вижу, что результат был предрешён с самого начала. Мне очень стыдно. Между нами
не может быть никакого сравнения.
– Я не согласен,– вежливо возразил ему мастер Мацумура.– Ваш боевой дух
изумителен. Вы подготовлены очень хорошо. Если бы наш поединок действительно
состоялся, я мог бы и проиграть.
– Вы утешаете меня,– грустно ответил гравёр.– Я чувствовал себя совершенно
беспомощным, глядя на Вас. Я был так напуган вашим взглядом, что потерял весь
боевой дух.
– Возможно,– ответил Мацумура, – но я то знаю причину этого: вы всего лишь
хотели выиграть поединок у случайно встреченной знаменитости, а я был готов
умереть в случае поражения. Вот в чём было различие между нами. Вчера, когда я
зашёл в вашу мастерскую, я был очень расстроен от того, что хансу прогнал меня.
Ваш неожиданный вызов ошеломил и обеспокоил меня, но, как только мы условились
о месте поединка, все мои сомнения исчезли. Я понял, что переживал о проходящем
и мелочном: о том, как лучше угодить нашему хансу; как вернуть его расположение
и прежнюю должность учителя каратэ… Сегодня я стал мудрее, чем был вчера. Я
понял, что живой человек не может быть совершенным. После смерти мы все вновь
превращаемся в исходные первоэлементы – землю, воду, огонь, ветер, воздух.
Материальное – суть пустота. Всё в этом мире есть суета сует. Мы все подобны
траве на лугу или деревьям в лесу. Создания Вселенной, они воплощают в себе дух
Вселенной, а дух Вселенной не имеет ни жизни, ни смерти. Наше тщеславие – вот
наш главный порок.
Мацумура Сокон умолк. Гравёр также молчал, размышляя над бесценным уроком,
который он получил от знаменитого мастера.
В последующие годы, рассказывая об этом случае друзьям, гравёр всегда
рассказывал о своём противнике, как о человеке истинно благородном. Мастер
Мацумура вскоре после этого случая вновь стал учителем хансу.
История
каратэ
Письменных источников о ранней истории каратэ не существует, поэтому мы не
знаем, кто создал и развивал это искусство, где оно зародилось и откуда
началось его распространение. Сведения о ранней истории каратэ могут быть
получены лишь из древних легенд, передававшихся устно, но в легендах, конечно
же, есть доля вымысла и различные неточности.
В мои детские годы, совпавшие, как я уже упоминал ранее, с первыми годами
Мэйдзи, каратэ было запрещено правительством. Возможности заниматься им открыто
не было. Не существовало додзё каратэ и не было профессиональных учителей этого
искусства. У мастеров, знавших каратэ, были немногочисленные ученики, которых
они обучали тайно, но себе на пропитание они зарабатывали занятиями, совершенно
не связанными с каратэ. Счастливчики, которым удалось стать учениками,
занимались каратэ только из любви к этому искусству. Например, вначале я был
единственным учеником мастера Адзато и одним из нескольких учеников мастера
Итосу.
«Нелегальное положение» каратэ и отсутствие профессиональных учителей привели к
тому, что письменному описанию техники и других аспектов каратэ уделялось очень
мало внимания, о чём люди, подобные мне, которым судьбой было предначертано
развивать и распространять каратэ, в последствии очень сожалели. Конечно, я не
надеялся на восстановление всех утраченных сведений, но постарался
добросовестно собрать то, что запомнил из рассказов моих учителей и легенд,
которые существовали в то время, когда я жил на Окинаве.
Увы, к большому сожалению, я уже не всегда могу полагаться на свою память и
прошу прощения за то, что неизбежно внесу свою долю ошибок. Тем не менее, я
постараюсь рассказать то немногое, что знаю о возникновении и развитии каратэ
на Окинаве.
Рассказывают, что сам Наполеон однажды в разговоре отметил, что где-то на
Дальнем Востоке есть очень маленькое королевство, в котором все люди не имеют
никакого оружия. Скорее всего, он говорил об островах Рюкю, которые в наши дни
являются частью префектуры Окинава.
К
|
|