|
жется очевидным, что каратэ должно было возникнуть, развиваться и
распространяться среди островитян именно по этой причине: закон запрещал
жителям островов ношение и применение любого оружия.
Следует заметить, что запрет на оружие на островах Рюкю устанавливался дважды:
первый раз около пяти веков назад, а второй – двести лет спустя. До появления
первого запрета остров Окинава разделялся на три враждующих между собой
королевства: Тюдзан, Нандзан и Хокудзан. Королю Сё Хаси, правившему
королевством Тюдзан, удалось силой объединить их. После этого он издал указ,
запрещавший всем жителям острова иметь и носить оружие, в том числе даже старые
заржавленные мечи. Он также пригласил выдающихся учёных, и государственных
мужей всех трёх королевств в свою столицу – Сюри, чем заложил основы
централизованного правления династии Сё на островах Рюкю, которое выдержало
испытания временем и продолжалось около двухсот лет.
В 1609 году правящему в то время королю династии Сё Нэй пришлось собрать войско
для защиты островов от вторжения армии Симадзу, правителя княжества Сацума,
расположенного в южной части острова Кюсю (ныне эта территория входит в состав
префектуры Кагосима).
Воины клана Сацума по всей Японии славились своим боевым искусством и внушали
страх своим врагам. Неподготовленная армия короля Сё Нэй яростно сражалась с
профессиональной армией клана Сацума и даже одержала несколько побед, но судьбу
островов решила неожиданная высадка армии Симадзу на Окинаве. Король Сё Нэй был
захвачен в плен.
Симадзу вновь выпустил указ, запрещавший жителям островов иметь оружие, и тогда
многие рюкюсцы (в основном из сословия сидзоку) начали тайно изучать искусство
самозащиты без оружия.
Как всё это происходило в действительности, можно только предполагать, но
известно, что в течение нескольких столетий жители Окинавы вели обширную
торговлю с жителями южнокитайской провинции Фуцзянь. Можно предположить, что
именно там находится источник, из которого китайское «кэмпо» было привезено на
острова Рюкю. Кэмпо стало прародителем современного каратэ.
Когда я впервые услышал о боевом искусстве, оно называлось «Окинаватэ», но я
помню, что ещё ребёнком я часто слышал разговоры взрослых о каратэ и Окинаватэ,
как о разных понятиях. Тогда иероглиф «кара» в названии каратэ означал «Китай»
или «китайский». После этого я начал понимать под «Окинаватэ» местную
«окинавскую», а под каратэ – китайскую разновидности боевого искусства и всегда
очень тонко чувствовал различие, если речь шла об этих двух видах боевого
искусства.
В годы действия запрета на оружие из княжества Сацума на острова приезжали
проверяющие, которые должны были убедиться в самом строгом исполнении запрета.
Очевидно, что заниматься каратэ, которое в результате тяжёлых тренировок давало
человеку силу и умение убивать без оружия, можно было только в глубокой тайне.
Как я уже говорил ранее, обучение каратэ проводилось тайно и в первые годы
правления Нэйдэи. Скорее всего, так было потому, что древний многовековой
запрет всё ещё сохранялся в памяти людей.
По моим личным наблюдениям, в народных танцах Окинавы используется множество
движений, характерных для каратэ, и причина этого, как я думаю, в том, что наши
предки, изучавшие каратэ в глубокой тайне, вводили его технические элементы в
танцы, чтобы можно было запутать и обмануть представителей власти.
Действительно, каждый, кто внимательно понаблюдает за движениями исполнителей
народных танцев Окинавы (а они сейчас становятся всё более популярными в
больших городах), заметит, что они сильно отличаются от более грациозных танцев
других японских островов. Окинавские танцоры используют руки значительно
энергичнее, а их выход на танцевальную площадку и завершение танца напоминают
начало и конец исполнения всех ката каратэ.
Выражение «Каратэ начинается и кончается этикетом» заключает в себе глубочайшую
суть искусства каратэ-до. Что касается самой Окинавы, то её жители в течение
многих веков считали свою страну местом, где строго соблюдаются все тонкости
этикета.
Знаменитые «тории» установленные перед входом в королевский замок в древней
столице острова – Сюри, назывались «Сюрэй но Мон» – «Ворота вежливости». После
того, как к власти пришло правительство Мэйдзи, и Окинава стала префектурой,
Сюрэй но Мон и королевский замок, к которому они относились, были объявлены
национальным достоянием. Увы, тории Сюрэй но Мон больше нет: они были полностью
разрушены во время битвы за Окинаву в конце Второй Мировой войны. По иронии
судьбы, американская военная база расположена как раз на том месте, где прежде
стояли знаменитые тории – прекрасный символ мира.
Изменение
названия
Японский язык очень трудно познать в совершенстве, он не всегда так понятен и
однозначен, как хотелось бы: различные по написанию иероглифы могут иметь
одинаковое пр
|
|