|
сформировались в другие стили.
Традиционное Ушу и Спортивное Ушу
Время меняет самое незыблемое, сколь прочным оно ни казалось. Почти ушло в
прошлое понимание Ушу как «Пути». Сегодня оно представляет собой огромный
конгломерат направлений, стилей и школ, не имеющий общей терминологии и
методики преподавания систем. Отошло на второй план и понятие Ушу как воинского
искусства. Вперед выдвинулось Ушу как спорт.
В китайской энциклопедии так дано определение современному Ушу: «...является
традиционным китайским видом спорта. В его содержание включены элементы
рукопашного боя, упражнения с предметами для нападения и самообороны. Комплексы
упражнений выполняются индивидуально и группами в соответствии с разработанными
правилами и содержат в своем арсенале удары ногами, руками, броски, захваты,
падения, выпады, прыжки, а также колющие и рубящие действия».
Однако спорт, по определению, боевым искусством не является. Поэтому
многочисленные поклонники традиционного Ушу (особенно в китайских деревнях и за
пределами КНР) полностью отвергают современное «официальное» Ушу и
противопоставляют ему «народное».
Тогда, когда Ушу еще было искусством боя и искусством жизни, обучение в
монастырских и светских школах занимало в среднем пятнадцать лет.
* Первые пять лет отрабатывались культура движений, базовая техника, основные
удары и блоки, закалялись дух и тело ученика. [База, ОФП]
* Последующие пять лет посвящались закреплению приемов и их комбинаций,
овладению стратегией и тактикой боя, работе с различными видами оружия,
единоборствам с вооруженным противником. [Для «черных поясов»: Ката, оружие]
* Третья пятилетка включала в себя развитие энергетических ресурсов организма и
изучение тайных традиций школы - наиболее сложных приемов, экстрасенсорных
навыков, искусства точечных ударов, реанимации и т.д. [Внутренние техники
(энергетика)]
Человек, это порождение Земли и Неба, соединивший в себе пять первоэлементов,
рассматривался в системе подготовки Ушу комплексно. Развитие психических и
физических способностей занимающихся непременно соотносилось с особенностями
внешней среды и с теми изменениями, которые могут вызвать в организме ученика
все колебания окружающего мира.
Система воспитания базировалась на овладении в совершенстве тремя основами Ушу:
* осмысленным движением и позами;
* правильным дыханием;
* особым состоянием ума.
Причем в ходе занятий 85% времени отводилось психофизической подготовке и лишь
15% физическому тренажу, который включал в себя отработку базовой техники
(стойки, позы, шаги, перемещения); падений, подкатов, прыжков и ударов в
прыжке; ударов руками и ногами; захватов и освобождений от них; многочисленных
комплексов упражнений, в их числе звериных, основанных на имитации движений
животных и птиц. Кроме того, учеников обучали технике фехтования с оружием,
обороне от нападения вооруженного противника.
Если, несмотря на всю насыщенность, физическая подготовка не содержит в себе
особого секрета, то занятия по развитию и становлению психофизического аппарата
менее известны.
Одним из важнейших в системе такого обучения считался раздел работа со стихиями
(первоэлементами). Осваивая специальные комплексы, ученик не только приучался
видеть все жизненные процессы через призму пяти стихий и полярных сил инь-ян,
но и приобретал способность адекватно реагировать на усиление жары или холода,
бороться в воде и на скользком льду, лазить по скалам и прыгать по деревьям.
По принципу пяти первоэлементов классифицировались виды кулачного боя и оружия:
оборонного, наступательного, колющего, режущего, рубящего, дробящего,
обвивающего и т.д. Зная принцип, владея арсеналом школы, ее тактикой и
стратегией, можно было противопоставить действию противника оптимальное
противодействие, подобно тому, как огонь плавит металл, а вода тушит огонь. Об
ученике, овладевшем методикой работы со стихиями, говорили, что в его Ушу есть
гунфу. «Тому, кто не замыкается в себе, формы и вещи сами становятся понятны.
Движения такого человека естественны, как течение воды, его покой чист, как
зеркало, его ответ быстр, как эхо» - так высоко в древности ценили это умение.
В чем же конкретно заключались упражнения в работе со стихиями?
* Дерево. Работа с этим элементом включает в себя статические упражнения типа:
обнять дерево, смотреть на листву, кору, висеть или подтягиваться на ветке.
Динамические упражнения: лазать по деревьям, ударять по стволу, пробивать и
раскалывать доски, ходить на ходулях. Сюда входили комплексы упражнений с
палками, копьями и т.п.
* Огонь. Работа строится на изучении свойств огня и умении пользоваться его
энергией.
* На первом этапе преобладают упражнения по привыканию к этой стихии. Например,
прыжки через огонь, хождение по горящим углям, тушение огня руками, держание
горящего огня в ладонях, глотание огня, обжигание различных частей тела.
* На втором этапе происходит развитие ударной техники: гашение пламени свечи
ударами рук, ног и т.п.
* Земля. Работа по освоению этой стихии основана на упражнениях по укреплению
кожного покрова тела: кувырки, ползание, падения, подкаты на различных видах
земного грунта. Для того чтобы ученик смог чувствовать землю, его закапывали в
нее по колено, по грудь или целиком. Сюда же относятся проверочные
упражнения-тесты по разбиванию кирпичей, рубке булыжников, черепицы, каменных
блоков.
* Металл. Разучивание упражнений, аналогичных различным свойствам металло
|
|