|
мное значение уделяется
изучению базовой техники.
[Классика, короче]
Сётокай (ученики Фунакоси)
В английской транскрипции – Shotokai (Шотокай).
Сётокай – «Каратэ-до общества Сёто» - детище двух известных учеников Фунакоси,
Эгами Сигеру и Хирониси Гэнсина.
После смерти Учителя в рядах его последователей произошел раскол. Часть
учеников во главе с Фунакоси Йоситакой и Накаямой развивали и модернизировали
техники Адзато, приближая их к современным реалиям, результатом чего явилось
создание Японской Ассоциации Каратэ-до (JKA) и начало активной соревновательной
практики.
Другая группа, под руководством Эгами Сигеру и Хирониси Гэнсина сделала акцент
на духовной стороне Сётокан каратэ-до. Так появился «внутрений» энергетический
стиль каратэ-до. Учителя стиля Сётокай считают каратэ искусством, а не наукой.
Техника Сётокай сходна с техникой Сётокан, но в большей степени сохранила в
себе характерные черты исходных техник Фунакоси. Большое внимание уделяется
отработке Тайкеку и Тенно-ката, хотя мастера Японской Ассоциации каратэ и
считают, что необязательно делать их так часто.
Крупнейшие мастера Сётокай: Сигеру Эгами, Хирониси Гэнсин, Цутому Осима,
Мицусукэ Харада.
Вэси-рю (Кабун Уэши) – 1924 < Хунгар?
В английской транскрипции – Weshi (Уэши).
Основатель Кабун Уэши (1877 - 1945) изучал боевые стили в Китае в 1897 - 1910
годах у известного мастера Чоу Дзе-хо (1874 - 1926), который был знаменит как
своей «железной ладонью», так и как мастер «тигриного стиля» [Хунгар ?], а
также как каллиграф, к которому обращались в важных случаях. После 13 лет
обучения вернулся на Окинаву, женился и жил как фермер. Он не обучал никого
каратэ. Только в 1924 году, переехав в Вакаяму, он начал обучать молодого
окинавца. Позже количество учеников возросло. Его сын, Канн Уэши, стал главой
школы.
Характерны сильные удары ногами; последователи этой школы например, наносят
удары пальцами ног [ну, это слишком]. В последнее время наблюдается уклон в
сторону спарринговой техники. Традиционалисты считают участие в соревнованиях
шагом назад, по их представлениям основа Уэши-рю - это совершенствование
техники выполнения ката, т. к. Кабун Уэши неоднократно говорил: «Сэнчин - это
все».
[Значит, прямое влияние кунг-фу]
*Вадо-рю (Оцука – ученик Фунакоси) - 1934
В английской транскрипции – Wado (Уадо).
Вадо - «Путь гармонии».
Был основан Хиронори Отзукой, одним из старших учеников Фунакоши. Отзука
(родился в 1892г.) изучать боевые единоборства начал с детства. Он тренировался
и Шинто-Йошин-рю джиу-джитсу с 13 лет. Наряду с техникой броской и захватов, он
изучал специальную систему атэми (удары руками и ногами по жизненно важным
точкам тела). В 1921 году в возрасте 29 лет он стал главой этой школы. Когда
Фунакошн в 1929 году начал обучение, Отзука стал одним из первых его учеников.
Так как он был мастером уже в своем стиле, у него не заняло много времени
изучить каратэ. Отзука всегда проявлял интерес к кумитэ (спарринг), но не любил
ката. Он был одним из тех мастеров боевого единоборства, которые и стоят у
истоков современного спарринга.
В 1934г. он основал свой собственный стиль, где наряду с окинавским каратэ он
использовал и свои познания в джиу-джитсу. В его стиле используются болевые
захваты за кисть руки, броски, техника ухода от ударов. Это был первый
современный стиль каратэ. Стиль включает также девять боевых ката, но сердцем
стиля является восемь предварительных методов спарринга. Стойки в Вадо-рю выше,
чем в сётокане. Упор сделан не на устойчивость в стойке, а на мобильность в
передвижениях [и правильно – не доспехи же проламывать, а с обычным человеком
биться]. Вадо рю оказал большое влияние на технику ведения спарринга, особенно
это касается употребления маваши-гери [каким образом ?].
В 1982 году Отзука умер. Вадо-рю сейчас организовано как сеть ассоциаций. Ката
видоизменились в сторону сётокановской традиции [что это значит, почему, хорошо
это или плохо ?].
Вадо-Рю – «Путь мира». Один из четырех крупнейших стилей японского каратэ-до.
Создан в 1939 году учеником Г.Фунакоси, Хиронори Оцукой, врачом по профессии.
На эмблеме стиля изображен белый голубь. Над ним - фронтальное изображение
сжатого кулака. Воспитанный в классических традициях бу-дзюцу, школы дзю-дзюцу
Ёсин-Рю, Оцука по-своему реализовал свой взгляд на воинские искусства и
каратэ-до - в частности. Очень четко прослеживается влияние дзю-дзюцу на
технику и тактику. Это, пожалуй, самый «японский» стиль каратэ-до из всех.
Недаром Оцука первым был удостоен звания «ханси» на высшем государственном
уровне.
Оцука отказался от бескомпромиссной жесткости и лаконичности стиля Фунакоси
[сётокан], свойственной, кстати, окинавскому каратэ. Он также отказался от
усиленной подготовки поверхностей рук и ног, считая это пустой тратой времени и
сил [ну и правильно – зачем проламывать череп и рёбра] [Сейчас я думаю
по-другому].
Главный смысл тренинга в Вадо-Рю состоит не в шлифовке технических приемов, не
в принципах работы тела, но в развитии определенного состояния разума
(мидзу-но-кокоро, му-син). Чрезвычайно важен разум живой, реагирующий на
окружающий мир интуитивно, без колебаний, в любой экстремальной ситуации, адепт
обязан всячески развивать в себе внутреннюю уверенность и спокойствие характера,
самоконтроль, должен проявлять уважение к окружающим и быть истинно гуманным в
отношениях с людьми. Х.Оцука сдел
|
|