|
атлетическая подготовка.
Сочетание технических элементов, тщательно собранных из различных рю,
вместе с изменениями в техниках классического нагинатадзюцу и составило основу
национального стандарта, которым является современная дисциплина нагинатадо.
Основу здесь составляют пять базовых камаэ: тюдан (средний уровень), дзёдан
(верхний уровень), гэдан (нижний уровень), хассо (вертикальная боковая стойка)
и ваки (горизонтальная боковая стойка). Техники включают скользящий удар,
рубящий удар, колющий удар, блокировку, отбив и прикрытие. Эти техники в их
чистой форме выражаются через ката , иначе «формы», либо же через сиай ,
учебный бой. Учащиеся носят защитное снаряжение, подобное тому, что одевают
кэндоисты, дополненное сунэатэ , иначе наколенниками. В сиай вооруженный
учебной нагинатой боец вступает в единоборство с противником, вооруженным
подобным образом либо же имеющим в руках синай. В поединке соперники пытаются
провести удар, который бы оказался смертельным в случае с настоящей нагинатой;
объектами атаки здесь служат голова, горло, плечи, солнечное сплетение,
туловище и голень. Суровые занятия дисциплинируют ум и освежающе действуют на
организм почти двухмиллионной армии последователей нагинатадо, современной
дисциплины, большинство адептов которой составляют женщины.
Дзюкэндо
Хотя применение штыка японскими воинами можно отнести к началу эпохи Эдо,
систематическое использование этого вида оружия в чисто японском стиле,
известном как дзюкэндзюцу (искусство владения штыком), получило развитие в
эпоху Мэйдзи. Штык сослужил японскому солдату хорошую службу во время
китайскояпонской войны, восстания боксеров, русскояпонской войны, Первой
мировой войны, Сибирской экспедиции, сражений с Китаем (19371941) и Второй
мировой войны. Необходимость эффективного использования штыка на поле боя
привела к разработке стандартного метода штыкового боя, которому обучали в
Тояма Гакко, специальной военной школе в Токио. Запрет, наложенный на воинские
дисциплины оккупационными властями в 1945 году, касался и дзюкэндзюцу.
То обстоятельство, что штык, как и более древнее оружие наподобие меча,
лука со стрелами и нагинаты, можно использовать в качестве средства для
духовной дисциплины, а также физической закалки и спортивного состязания,
возродило интерес к такому виду оружия среди действующих и бывших военных.
Дзюкэндо, иначе «путь штыка», является названием возникшей современной
дисциплины, а с образованием в 1956 году Дзэн Нихон Дзюкэндо Рэммэй
(Всеяпонской федерации дзюкэндо) под руководством генерала Имамуры Хитоси сама
дисциплина получила официальное признание. Ее нынешний председатель, Хатта
Итиро, широко известен в спортивных кругах и в сфере будо Японии. Хатта
направляет деятельность примерно 230 тысяч приверженцев дзюкэндо.
Кисо , иначе основы техники дзюкэндо, строятся вокруг ситоцу , иначе
тактики нанесения укола. Успех ситоцу всецело зависит от умения достигать
дзюдзюцусита кисэй , иначе «одухотворенного состояния», что тождественно
наполнению собственного тела ки , тем самым сохраняя живость и проворность при
любых непредвиденных обстоятельствах. Правильно поставленное обучение позволяет
адепту дзюкэндо связать воедино свой ум и технику с этим состоянием духа, что
в итоге выражается в высоких боевых качествах. Для проверки боевых навыков
учащиеся проводят учебные бои. Каждый из сражающихся облачается в особо прочную
защитную одежду, способную противостоять сильному удару при выпаде, делаемом
посредством мокудзю , иначе деревянной винтовки с искусственным штыком. Правила
по проведению матчей хорошо отрегулированы. Исход поединка решает проведение
смертельной атаки. Для этой цели служат три области тела: сердце, нижняя левая
часть туловища и горло. Могут практиковаться также и ката.
Дзюкэндо имеет задачи, отличные от развития боевых навыков. Строгая
дисциплина на занятиях служит для воспитания учтивой, скромной личности.
Занятия дзюкэндо ввиду прямолинейности техники, что требует высокой степени
точности в выборе маай (расстояния до соперника), также нацелены на развитие
в человеке внимательности и, кроме того, способности принимать твердые решения
в случае, когда приходится действовать в непредвиденных условиях.
Служащие японских Сил Самообороны составляют большинство тех, кто
занимается дзюкэндо. Но существенный интерес к нему проявляют и обычные
граждане, что приводит к созданию различных частных гражданских организаций,
поддерживающих дзюкэндо.
Эпилог. Будущее современного будо
Даже самые зоркие провидцы не могли бы представить, какое воздействие в
XX веке на людей всего мира окажет концепция до . И очень вероятно, что они
ужаснулись бы при виде того, что сегодня творится под именем этой строго
восточной философии.
Довольно явственно ощущается растущее недовольство консервативных
представителей классических дисциплин очевидным прогрессивизмом, проявляемым
представителями современных классических дисциплин. Это недовольство выражает
крепнущее сопротивление нежелательным переменам. И консервативные элементы, что
обычно и ставят им в вину прогрессивисты, в ответ на перемены пытаются по
возможности спрятать от общества свои дисциплины, не дать им прийти в упадок
изза пренебрежения [их основами]. Придавать старым идеям новый смысл является
|
|