|
технического комитета принял единоличное решение и объявил, что будет принята
компромиссная форма, включающая элементы некоторых основных стилей кюдо.
Бутокукай опубликовал ёсоку , иначе принципы, кюдо в своем «Дай Ниппон Кюдо
Кёхан» («Большое пособие по японскому кюдо») в 1934 году, однако пересмотр его
технических деталей потребовал повторной публикации, но уже под названием «Дай
Ниппон Кюдо Кихан» («Стандарты японского кюдо»). Это показывает, что
непонимание, все еще существующее между экспертами, было достаточно заметным и
его нелегко было преодолеть.
Принципы кюдо, представленные комитетом Бутокукай, прошли тщательную
проверку. Кюдо стало обязательным предметом обучения среди всех средних и
высших школ по всей Японии в 1936 году. Правительство одобрило кюдо в качестве
средства по подготовке японской молодежи к войне; занятия по кюдо проводились в
школах в целях ёсин рэнтан , т.е. развития ума и духовной закалки. Такое
повсеместное использование кюдо выявило, однако, серьезные технические
недоработки и привело к новой волне многочисленных споров по внесению
необходимых изменений. В 1937 году Бутокукай объявляет свою форму кюдо
стандартом при проведении экзаменов на получение разряда и преподавательской
лицензии. Хоть и мало было лучников, кто не критиковал стандарт Бутокукай, им
пришлось уступить данным требованиям, чтобы иметь возможность получить разряд и
разрешение на обучение кюдо.
Технические разногласия сохраняются и теперь. Лучники из знаменитых
Огасаварарю и Такэдарю предпочитают свое искусство до сих пор правоверно
именовать кюдзюцу. А форма кюдо, выработанная и установленная для всех
основанной в 1948 году Дзэн Нихон Кюдо Рэммэй (Всеяпонской федерацией кюдо),
является национальным стандартом в Японии. Под эгидой этой федерации кюдо
переросло рамки системы самодисциплины, служащей развитию физических и духовных
качеств. Современную форму кюдо отличает сплав духовных и спортивных качеств, и
ею охвачено более чем четыре миллиона японских граждан, занятых в программах
обучения, проводимых в школах, промышленной сфере и частных организациях по
всей стране. Хотя спортивная сторона кюдо и привлекает молодежь, юношей и
девушек, все же, достигнув технической зрелости, большинство из них
предпочитают в своих занятиях придерживаться идей классического кюдо,
посредством которых они думают достигнуть совершенства (единения) ума, тела и
лука. Современные знатоки кюдо полагают, что элементы, составляющие сам процесс
совершения выстрела, от кай , иначе «встречи», до ханарэ , иначе «расставания»,
воздействуют на становление такого склада ума, который позволяет лучнику
воспринимать происходящее в жизни с невозмутимостью и спокойствием. В
достижении этой цели они и отдаются подобным занятиям.
Нагинатадо
В предшествующее эпохе Эдо время нагината — увесистая, с длинной рукоятью
и коротким лезвием алебарда — была в основном оружием мужей для использования в
боевой сечи. В мирное же время эпохи Эдо нагината в качестве боевого оружия
устаревает, она перекочевывает в руки женщин из рыцарских семей для защиты
родного очага. Позже, в ту же самую эпоху Эдо, учебное оружие, напоминающее
нагинату, играет важную роль в физическом воспитании женщин. Тиба Сюсаку,
основатель Хокусин Итторю, сделал многое для пропаганды идеи использовать
учебную нагинату в состязаниях против вооруженных синаем кэндоистов. На
протяжении Мэйдзи, Тайсё и в начале эры Сёва нагината использовалась в
нагинатадзюцу в целях физического воспитания женщин; в период национальных
бедствий нагинатадзюцу становится обязательным предметом обучения во всех
школах, от начальных до высших. Само по себе нагинатадзюцу, хотя и
практиковалось как духовная дисциплина, не было полностью лишено воинских
качеств. Однако легкость учебного оружия прямым образом влияла на саму форму
обращения с ним, и поэтому современные техники существенно отличаются от того,
как пользовались средневековые рыцари этим грозным оружием.
Среди почти пятисот различных рю, где практикуется нагинатадзюцу,
имеется много технических различий, что существенно затрудняет создание истинно
национального стандарта техники нагинаты. Тэнсин Сёдэн Катори Синторю,
наиболее старая в Японии, прошедшая испытание временем школа воинского
искусства, Букорю и Рюгорю используют нагинату в рамках дзюцу для воспитания
отваги у своих приверженцев и привития вкуса к победе. Но другие рю больше
тяготеют к классической концепции до . Хисинрю учила искусству владения
нагинатой для того, чтобы достигнуть посредством этого дзэнси дзэнно ками —
сделать своих адептов «совершенными божествами» или обладателями «абсолютного
знания». Гассанрю и Тэндорю рассматривали занятия с нагинатой в ином свете;
для них это средство, наполняющее адептов этих школ сознанием «божественного
провидения», иначе «бесконечной мудрости». Сэнирю, Дзикисинкагэрю, Сэйканрю
и Санварю использовали нагинату для развития «острого и живого ума», тогда как
Анадзаварю, Масакирю и Тодарю привлекали занятия нагинатой в качестве
средства, которое позволит сохранить семейное имя и семейную честь и закрепить
особые общественнополитические пристрастия и антипатии.
Лишь в 1953 году с созданием Дзэн Нихон Нагинатадо Рэммэй (Всеяпонской
федерации нагинатадо) и ее утверждением со стороны Министерства просвещения
стало возможным создание национального стандарта техники нагинаты. Нынешняя
цель занятий нагинатой, проводимых в рамках данной федерации, такова:
духовная дисциплина;
физическое воспитание;
спортивная состязательность;
|
|