|
руководства в жизни. Этот срединный путь является сразу и средством и целью в
человеческой жизни.
Поскольку Конго Дзэн отрицает конфуцианский дуализм, он отвергает всякую
попытку дать оценку состояниям жизни и смерти, а вместе с этим его не волнует
проблема сэйсио тёэцу , иначе преодоление мыслей о жизни и смерти, что
составляет краеугольный камень классических форм будзюцу и будо. В
представлении Конго Дзэн человеческая жизнь проходит через многочисленные
состояния. Человек — не что иное, как воплощение ряда непрерывных изменений,
происходящих время от времени и никогда не повторяющихся. Поэтому адепт
Сёриндзи Кэмпо учится рассматривать жизнь с точки зрения срединного пути, и
жизнь для него предстает как «становление», а не то, что «есть» и «было».
Каждый момент жизни наполнен собственным временем, отличным от времени других
моментов. Но поскольку все изменения или состояния жизни взаимозависимы и
связаны между собой, ценность каждого отдельного момента непреходяща. Человек
должен всеми силами пытаться сделать каждый момент своей жизни полновесным.
Цели Сёриндзи Кэмпо
Собственные слова основателя лучше всего выражают цели и задачи Сёриндзи
Кэмпо: «Сёриндзи Кэмпо дает новую надежду к установлению истинного мира,
прогресса и процветания и для самореализации и счастья каждого человека на
земле». Поэтому учеников призывают к деятельным занятиям, чтобы, проявляя
самостоятельность, смиренно стремиться к объективному знанию и тем самым
приближаться к конечной истине.
Ввиду своей высокой и благородной цели Сёриндзи Кэмпо представляет собой
образ жизни и систему дисциплин, которые должны побудить людей в такого рода
самовоспитанию, чтобы они могли жить в согласии друг с другом. Каждый ученик
Сёриндзи Кэмпо учится смотреть на свой жизненный путь как на неустанное
путешествие по срединному пути, единственно возможному для достижения праведной
жизни. Поскольку духовная сторона учения Сёриндзи Кэмпо позволяет человеку не
беспокоить себя мыслью о существовании абсолютного Бога, который судит его,
наказывает, вознаграждает и в общемто указывает ему, что есть добро, а что зло,
человек учится не полагаться на провидение, а решать все по собственному
усмотрению. Человек — сам себе хозяин, он ответственен за все зло и добро, что
есть в обществе. Однако для торжества добра над злом человек должен опираться
на свои внутренние ресурсы, чтобы обрести мораль, коренящуюся в истинной
природе вещей, а затем активно стремиться в построению осмысленной жизни,
представляющей «рай на земле», где люди смогут жить в согласии и счастье.
Со Досин со своим Сёриндзи Кэмпо стремится избавить мир от людских
страданий и предлагает для этого буддийскую практику самоотречения, но не
посредством переделки или переустройства природы в соответствии с людскими
желаниями, что характерно для даосского религиозного учения и христианской
практики, и не через их сочетание. Сёриндзи Кэмпо усматривает необходимость как
в улучшении внешнего социального порядка, так и в удовлетворении физических
потребностей человека, необходимых ему для совершенствования внутренних
собственных умственных и моральных качеств. Три фактора считаются важными для
достижения такой цели:
Единство кэн , иначе тела, в действии, и дзэн , спокойного,
созерцательного ума.
Единство силы и любви, что позволяет использовать силу правильным образом.
Жизнь для себя и для других.
Что касается первого условия, то занятия исключительно ради тела либо ума
не в состоянии подготовить зрелую и развитую личность. Во втором условии силой
навязываемые истина и справедливость противопоставляются пассивному подчинению
силе. А в третьем условии, где делается упор на взаимозависимость всех людей,
каждый человек должен пытаться подавить свое эго, добиться собственной свободы,
упражняясь в дисциплине, и через дисциплину достигнуть конечной цели — заботы о
других, не забывая в то же время о своих делах. Здесь вполне явственно
проступает конфуцианская идея о расширении собственной сферы деятельности так,
чтобы включить в нее и [заботу о] других.
Согласно своим декларируемым целям и задачам Сёриндзи Кэмпо, очевидно,
является формой будо , воинского принципа (пути), а не будзюцу , воинского
искусства. Хотя Со Досин и использует по случаю выражение «воинское искусство»,
при своем определении системы Сёриндзи Кэмпо, его акцент на пассивные качества
самой системы делает ее будо. Он особо настаивает на том, что Сёриндзи Кэмпо не
предназначено для провоцирования насилия или причинения вреда другим. Со Досин
рассматривает Сёриндзи Кэмпо не как орудие наступления и не как метод
достижения победы в состязании; он также утверждает, что это не метод
достижения физической крепости, развития грубой силы либо необычных
способностей, чтобы удовлетворить самолюбие демонстрацией собственного умения,
развлекая зевак. Сёриндзи Кэмпо, замечает Со, направлено на воспитание
«общественно сознательных граждан, наделенных силой, способной избавить
общество от зла и покончить с раздорами».
Техника и методы занятий
Попытка Со Досина связать свою систему Сёриндзи Кэмпо с традиционным
шаолиньским искусством Китая искажает историческую действительность, что в свою
очередь отражается на самой природе техник Сёриндзи Кэмпо.
|
|