|
индивидуально — характеризует метод обучения традиционного направления. Такой
консервативный метод обучения гарантирует высокий уровень технического
мастерства учеников, чего нельзя достигнуть при групповом методе обучения; но
при этом, конечно, резко ограничивается число учеников.
В сравнении с самой природой айкидзюдзюцу Сокаку, уэсибовское айкидо
представляет собой в значительной степени ослабленную форму рукопашного боя.
Айкидо по существу не является боевым видом единоборства, поскольку не
руководствуется в своих принципом кобоити ; к тому же исключение атэми из его
технического арсенала выводит айкидо за пределы практических стилей рукопашного
боя. Преподаваемое посредством группового метода айкидо служит целям воспитания
здравомыслия и здорового тела, в котором живет здоровый дух. Все последователи
айкидо стремятся жить в согласии с собой и с окружающими. Поэтому, отринув саму
идею боя, уэсибовское айкидо предстает замечательной системой дисциплины в
достижении поставленных перед ней духовных и общественных целей. Самому Сокаку
в какойто степени айкидо представлялось более мирским занятием, чем это видел
Уэсиба: «Айкидо служит для того, чтобы приноровить свои движения к движениям
противника и победить его с помощью его же силы, направляя ее посредством
плавных круговых движений. Все это в большой мере напоминает элегантный
старинный танец».
Айкидо в настоящее время
Идеи Дайторю айкидзюзюцу продолжают жить и сегодня, но поскольку
айкидзюдзюцу обычно изучают под общим названием айкибудо, то дальнейшие
итоговые рассуждения о его природе помещены в данном разделе, а не в разделе,
посвященном будзюцу; что, в свою очередь, облегчает сравнение айкидзюдзюцу
Сокаку и уэсибовского айкидо.
Такэда Токимунэ является верховным наставником Дайторю. Ведущими
представителями этого традиционного направления являются Хорикава Котаро,
Сагава Юкиёси, Хиса Такума, Мацуда Хосаку и Ямамото Томэкити. Мацуда воспитал
еще двоих ведущих специалистов айкидзюдзюцу, Окуяма Ёсидзи (Ёсихару) и Обу
Сатиюки; первый является основателем Хаккорю дзюдзюцу, вида современного
будзюцу. Окуяма в свою очередь среди длинной вереницы своих учеников воспитал
Накано Митиоми, который (под именем Со Досин) является основателем системы
Ниппон Сёриндзи Кэмпо.
Уэсибовские идеи, более прогрессивные по своей природе, чем идеи любого
наставника традиционного направления айкидзюдзюцу, породили большое число
опытных адептов айкидо, среди которых самыми умудренными являются его сын
Кисёмару, Тохэй Коити, Мурасигэ Юсо, Сиода Годзо, Мотидзуки Минору, Томики
Кэндзи, Хираи Минору и Иноуэ Ёитиро.
Мягкий по натуре Кисёмару заменил старшего Уэсибу после смерти последнего
в 1969 году. Айкидо для Кисёмару не форма дзюцу , сосредоточенная на решении
боевых задач, оно следует классической концепции до . В толковании Кисёмару ки
не предстает чемто вроде ярмарочного трюка, да и само айкидо в его исполнении
не имеет с этим ничего общего; он искренне сожалеет о том, что некоторые именно
таким образом пытаются популяризовать айкидо. «Айкидо — это естественный поток»,
— говорит Кисёмару, — «в котором сливаются человеческие существа,
приноравливаясь к круговому [циклу природы]. Занимаясь айкидо, человек
добивается самозащиты и самосовершенствования». Не все ученики старшего Уэсибы
в точности следуют его собственному айкидо, многие разработали свои особенные
стили, где акцент на ки существенно ослаблен. Наибольшими новаторами
уэсибовского айкидо проявили себя Сиода, Томики, Хираи и Иноуэ. Сиодовское Ёсин
айкидо ориентировано на задачи боя и приближается к традиционному направлению
айкидзюцу в отношении техники, хотя его духовные цели созвучны целям
уэсибовского айкидо. Стиль айкидо Томики представляет собой систему физического
воспитания, содержащую практические элементы самообороны и практикуемую в
соревновательных целях. Кориндо айкидо, созданное Хираи, нацелено на задачи
самообороны. Система, разработанная Иноуэ, называется Синва тайдо, т.е. сплав
самообороны и спорта.
Более молодые ученики Уэсибы также реализовали свои собственные идеи
относительно айкидо. Оцуки Ютака основал Оцукирю айкидо, а Хоси Тэцуоми
является создателем системы, которую он назвал кобудзюцу; обе эти системы в
первую очередь нацелены на самооборону. Танака Сэтаро является основателем Син
Риаку хэйхо, тоже системы самообороны. Ученики Танаки в настоящее время заняты
созданием иных систем рукопашного боя, основанных на принципах айкидо. Так
называемая Синдо Итэнрю пока находится в стадии формирования, тогда как Яэрю,
направляемая Фукуи Харуносукэ, завоевывает все больше последователей. Последний
ученик Уэсибы, занимавшийся непосредственно у него, Ногути Сэнрюкэн, создал
Синдо Рокугорю, основанную на той разновидности айкидо, которая прежде всего
нацелена на самооборону.
Глава девятая. Ниппон Сёриндзи Кэмпо
И не рубите сгоряча руками воздух,
Проявляйте во всем учтивость.
Шекспир
Ниппон Сёриндзи Кэмпо, как говорит Со Досин, блестящий зачинатель этого
вида воинского искусства в Японии, это «кэмпо, пересмотренное и
|
|