Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Путь Воина (Буси-До) :: История боевых искусств :: Донн Дрэгер - Современные будзюцу и будо
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
реагировать на непредвиденные обстоятельства.
      Уэсиба Морихэй, что следует отметить, является самым ревностным 
выразителем идеи ки  в современных японских дисциплинах. Хотя сторонники айкидо 
признают действенность элемента ки, никто из их числа не заостряет на нем 
столько внимания, как это делает Уэсиба. Уэсиба следует монистической 
интерпретации ки со стороны Кайбара, для которого ки представляется 
«созидательной жизненной силой». Такое понимание Уэсиба дополняет нравственной 
философией, основанной на учении моизма о «всеобъемлющей любви». Уэсиба искал 
религиозное обоснование для своих идей и остановился на моистской 
[нравственной] установке при создании своего айкидо, гласящей: «Допустимо то, 
что является благом для страны и народа». Человек и природа, считают Уэсиба и 
Кайбара, «связаны и неразделимы». Постижение природы, таким образом, немыслимо 
без постижения человека. Человек постигает природу, полагает Уэсиба, отдаваясь 
целиком дисциплинированному, праведному образу жизни, для которого практика 
айкидо является непременным условием.
      Другая концепция моизма, представление о жэнь , или дзин  пояпонски, 
определяет собой основную задачу уэсибовского айкидо. Дзин  можно определить 
как «добросердечие» либо «человеколюбие», и оно является высшей конфуцианской 
добродетелью, которая связует человека и природу. Чтобы сделать это наглядней, 
Уэсиба рассматривает добросердечие как преодолевающую [все на своем пути] 
человечность, поэтому личное стремление стать добросердечным обретает форму 
«любви ко всему». В этих своих мыслях Уэсиба вторит словам Кайбары: «Все люди в 
мире являются детьми неба и земли, а небо и земля являются великими родителями 
всех нас… Долг человека состоит… в служении природе… Добросердечие означает 
наличие у людей чувства симпатии друг к другу, и оно благословляет не только 
людей, но и все живущее». Уэсиба еще в большей степени следует моистским 
учениям о «всеобщей любви», когда приравнивает дзин  к «космической любви», 
отождествляемой с созидательной силой природы.
      Идеальный человек у Уэсибы соответствует представлению Кайбара о нем: 
«Человек должен быть смиренным и незаносчивым по отношению к другим, сдерживать 
свои желания и не потворствовать своим страстям, питать глубокую любовь ко всем 
людям, рожденным великой любовью природы, и не вредить либо отягощать их… Все… 
суть предметы любви природы. Лелеять и хранить их — значит служить природе, как 
велит ее отзывчивое сердце».
      Физическая техника уэсибовского айкидо отражает и следует за его 
религиозной философией. Он рассматривает основные динамические процессы 
вселенной как высшие образцы ай , иначе гармонии и близости (космическая 
любовь). Поскольку все во вселенной следует по кругу, а не линейно, Уэсиба 
построил все свои техники в айкидо на круговом движении. Айкидо — это 
гармоничное слияние телесных и умственных усилий в механике движений, которая 
опирается на силу, действующую вдоль плавной линии, концепция естественного 
ритма свободного самовыражения, что предполагает отсутствие какоголибо 
противостояния природе. Равно как самовыражение может приобрести бесконечные 
формы, так же и техники айкидо теоретически неисчерпаемы.
      Нет никакого противостояния между практическим использованием 
уэсибовского айкидо и его философии любви к человеку, если не забывать, что 
Уэсиба нацеливал само айкидо на то, чтобы освободить человеческий разум от 
злобных мыслей. Все техники используются без всякого намерения разделаться с 
нападавшим либо его ранить. Уэсиба отвергает саму идею кобоити , лежащую в 
основе всех классических будзюцу; согласно данной идее, нападение и защита в 
схватке представляют собой одно и то же, и что выходит на первый план, целиком 
зависит от конкретной ситуации. Взамен Уэсиба выдвигает идею абсолютной гоно 
сэн , оборонительной инициативы. В свете такой идеи айкидо становится по 
существу чисто оборонительным [единоборством], отражающим действия нападающего, 
что делает теоретически невозможным для обоих соперников, исповедующих данную 
идею, атаковать друг друга.
      Уэсибовское айкидо не является системой противоборства нападающему, это 
скорее средство, благодаря которому достигается состояние ай , иначе согласия, 
между последователем айкидо и его оппонентом. Лишь после того, как нападающий 
устремился в атаку, обороняющийся начинает проявлять свою физическую активность.
 Вначале он делает это с целью уклониться от атаки, затем таким образом войти в 
нее, чтобы использовать собственную силу атакующего для победы над ним. 
Нападающий буквально сам себя приводит к поражению. А сам путь проторяют с 
помощью ки, которую «испускает» айкидоист таким образом, что она гармонично 
соединяется с ки атакующего его соперника. Должна быть развита высокая 
восприимчивость к душевному состоянию атакующего и направлению его движений, 
ибо пока айкидоист не научится «читать» мысли атакующего и распознавать 
направление приложения его сил, он не сможет согласовать (аи ) свои действия с 
действиями атакующего и тем самым показать ему всю беспомощность его действий. 
Если атакующий при нападении на опытного айкидоиста пострадает, то причиной 
этих страданий будет он сам.
      Полной противоположностью духовно ориентированного уэсибовского айкидо 
является традиционное айкидзюдзюцу Сокаку, первоочередная задача которого 
заключается в выработке средств по ведению рукопашного боя. Айкидзюдзюцу Сокаку 
упирает на техническую сторону дела, что позволяет его представителям прибегать 
к жестким мерам против нападающего. Широко используется атэми, иначе удары в 
уязвимые точки тела, а за атэми всегда следуют захват и обезвреживание 
атакующего. Все представители айкидзюдзюцу приветствуют и высоко ценят 
физическую силу, экономно расходуемую (дзино ри ) и сочетающуюся с техническим 
мастерством. Классический метод занятий — наставник работает с учеником 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-