|
Сущность, задачи и техники
Все системы техник, подобных айкидо, традиционно классифицируются
согласно понятиям их собственной механики, являющейся подразделом дзюдзюцу,
поскольку в своей основе они опираются на дзюно ри , иначе принцип
податливости. Но, исходя из многообразия тех идеалов, на которые ориентируются
сами учения айкидо, точнее будет дать этим системам отдельную классификацию; по
этой причине айкидо в данной книге помещено в раздел, рассматривающий формы до .
Рационализм неоконфуцианского учения лежит в основе всех идей айкидо, что
указывает на влияние чжусианского воспитания на рыцарей удела Айдзу и
воздействие доктрины айкиинёхо на их воинские дисциплины. Искусство
осикиути из Айдзу, а следовательно, и айкидзюцу Сокаку, пронизаны дуализмом
чжусианского учения. Концепция ки , являющаяся сутью всего айкидо, в какойто
мере коренится в дуализме Чжу Си, где она выражает «материальную силу»,
дополняемую ри , иначе «принципом». Ки также рассматривается в учении
неоконфуцианства Кайбары Эккэна, который характеризовал дуализм Чжу Си и само
понятие ки как монизм. Доктрина айкихо нашла выражение и в идеях Ягю
Синкагэрю, где концепция айки образно сравнивается с тем, как ивовая ветвь
стряхивает навалившийся на нее снег. А в практической плоскости техники айки
упор на ки наблюдается в идеях Тэндзин Синъёрю, которые изучал Сайго Сиро и
которые, возможно, повлияли на развитие осикиути в эпоху Мэйдзи.
Слова «ки», «айки» и «киай» в рамках рю классических будзюцу считались
техническими обозначениями тех понятий, которых следовало придерживаться при
обучении. Хотя они и считались важными элементами обучения, их никогда особым
образом не выделяли сами воины и не рассматривали в качестве тайных учений. Эти
обозначения можно обнаружить в макимоно (манускриптах) многих классических
воинских рю, касающихся окудэн, но тайными эти учения делала природа самих
техник, составляющих окудэн, а не термины «ки», «айки» и «киай».
В период Мэйдзи ученые и писатели, наделенные воображением и
воодушевленные идеями относительно ки , айки и киай , составили на сей счет
особое мнение. Самая первая книга, где обсуждалась проблема айки, называлась
«Будо ХикэцуАйкино Дзюцу» («Тайна будо — искусство айки») и была опубликована
в 1899 году. Там утверждалось, что «наиболее глубоким и загадочным искусством в
мире является искусство айки. Не существует различия между айки и киай. Кто им
овладевает, становится несравненным военным гением».
Другие книги давали столь же напыщенные описания обозначений ки, айки и
айкидо, но в «Кёдзюсё Рюно Маки» («Справочнике по Дзюдзюцу, описание Рю»),
опубликованном в 1913 году, появляется, похоже, лучшее определение айки : «Айки
— бесстрастное состояние ума без ослепления, вялости, дурных помыслов либо
страха. Отсутствует различие между айки и киай; и все же если их сравнивать,
то в динамике айки предстает как киай, а в статике является айки».
После этого термин «айки» приобретает широкую известность и становится
популярным среди представителей различных рю, которые приспособили его к нуждам
своих дисциплин. Даже каратэдзюцу, недавно привезенное в Японию из Окинавы,
попало под влияние айки. В книге Сокусэки Кацуё «Каратэ Госиндзюцу»
(«Непосредственное приложение каратэ, искусства самообороны»), опубликованной в
1917 году, мы находим: "Тайный принцип айки состоит в том, чтобы победить
противника без боя, показав превосходство своего ки ". Другая книга,
«Госиндзюцу Оги» («Тайные принципы искусства самообороны»), опубликованная в
том же году, вторит идеям Ягю Синкагэрю: «Айкихо — эта техника, позволяющая
остановить нападения противника благодаря перехвату инициативы».
Регистрационные записи токийской библиотеки Татикава свидетельствуют о
том, что в середине эры Тайсё, или около 1920 года, книги, затрагивающие
проблемы айкидзюцу и киайдзюцу, пользовались невиданной популярностью у
читателей. Книга «Ниндзюцу Кайсэцусё» («Комментарии к ниндзюцу»),
опубликованная в 1921 году, была одним из таких популярных изданий; в ней
обсуждались проблемы как айки, так и киай. Сокаку рассматривал ки , айки и
киай с традиционной точки зрения. Он прежде всего интересовался их
практической стороной. Его собственное представление о существе айки выражено в
достаточно сжатой форме: «Тайна айки состоит в том, чтобы завладеть соперником
внутренне, с первого взгляда, и одолеть его без борьбы».
Ки предстает как вполне естественная и довольно незамысловатая концепция.
И те, кто пытается представить ее чемто таинственным и обладающим магической
силой, оказывают медвежью услугу тому, что, по существу, является обыденным
делом. Все обладают ки. И нужно лишь научиться владеть ки и использовать ее, в
чем и состоит трудность в выражении самой природы и задач силы ки. В этих целях
айкидо располагает такой методикой обучения, которая позволит человеку овладеть
и сознательно управлять ки; в этом отношении айкидо ничем не отличается от
любой системы классических будзюцу и будо.
Но ки несет в себе различные смысловые нагрузки. Ее можно трактовать как
«жизненность», «дыхание», «дух», «ауру» и «эмоциональную энергию». Ее функция в
человеческом организме определяется как «электричество, протекающее по нашим
нервам» и как «психофизиологическая сила, связанная с кровью, дыханием и мозгом,
некий род биофизической энергии, создаваемой дыхательным ритмом». Но все, что
заботит последователя айкидо, так это то, что ки представляет собой силу,
которую можно мобилизовать и которой можно управлять, и овладение этой силой
тождественно духовному росту. На более обыденном уровне ки связывают с
координацией умственных и физических усилий, что позволяет адекватно
|
|