|
рю. Гото Тамауэмон Тадаёси (16441736) основал Дайторю, в число
военноприкладных предметов которой входили тодзюцу (кэндзюцу), кюба (искусство
стрельбы из лука верхом на лошади), содзюцу (искусство владения копьем) и
кадзюцу (огнестрельное искусство). В 1671 году Гото поступил на службу в удел
Айдзу, и его идеи стали обязательной частью обучения всех рыцарей. Опытные
мечники удела также изучали иайдзюцу (умение быстро извлекать меч из ножен) из
Мидзуно Синторю, основанной Кобаяси Коэмон Тосинари (умер между 1703 и 1736
годами). В школу Мидзуро Синторю в качестве вспомогательной дисциплины входила
также система единоборства, подобного дзюдзюцу.
Общий упадок воинских добродетелей у большинства самураев эпохи Эдо был
не столь заметен среди рыцарей удела Айдзу, которые попрежнему сохраняли
достаточный уровень подготовки во владении классическим оружием. Все
вспомогательные системы рукопашного боя попадали там под общее понятие осикиути
. Все эти системы основываются на дуализме неоконфуцианской философии, как в
случае с концепцией айкиинёхо . Лишь самураю с высоким общественным и
финансовым положением было разрешено изучать осикиути. Направлял
распространение идей осикиути Сайго Таномо Тикамаса (18291905), министр удела
Айдзу и глава дома Сиракава.
Ликвидация уделов в 1871 году и запрет на ношение мечей в 1876 году
способствовали падению популярности классического фехтования на мечах. Но
неспокойные социальные условия ранней эпохи Мэйдзи сделали изучение самообороны
без оружия популярным и необходимым. В этот период Сайго Таномо Тикамаса был
священнослужителем в синтоистском храме Никко Тосёгу, и как раз здесь он
повстречал Такэду Сокаку Минамото Масаёси (18581943), оказавшегося искусным
мечником.
Сокаку начал изучать хэйхо (кэндзюцу) школы Оноха Итторю в 1870 году
под руководством Сибуя Тома, бывшего врача из удела Айдзу. Он также получил
представление об искусстве боя на мечах школы Кйсин Мэйтирю, выступая против
Момонои Сюндзо в 1874 году. Но лишь после того, как он присоединился в 1875
году к школе Дзикисинкагэрю и стал заниматься под началом Сикакибара Кэнкити,
его умение владения мечом стало отточенным, и он получил прозвище Айдзуно
Котэнгу, "малыштэнгу из Айдзу". Сокаку оказался в храме Тосёгу в связи со
смертью своего старшего брата, который обучался в здешних местах. Сокаку так
приглянулся Сайго Таномо Тикимасе, что тот взял его к себе на услужение в
качестве телохранителя; но мотивы, побудившие престарелого Сайго взять к себе
Сокаку, возможно определялись его надеждой на то, что Сокаку сможет научиться
осикиути. Как бы то ни было, такой поворот событий позволил Сокаку все свои
силы направить на изучение воинских искусств. Он получил в 1877 году
преподавательскую лицензию на окудэн , иначе тайные учения, как хэйхо из Оноха
Итторю, так и содзюцу из Ходзоинрю. Путешествуя по Японии и испытывая свое
мастерство в схватках со многими мечниками из различных рю, он тем самым
укреплял свою славу сильного мечника.
Бойцовский характер Сокаку прошел серьезную проверку, когда ему было от
роду двадцать три года. Едва достигая полутора метров, облик Сокаку должен был
представлять странное зрелище, когда он устало тащился по токийским улицам со
своим тренировочным скарбом, подвешенным к столь дорогому его сердцу
зачехленному мечу Бидзэн, который он носил на плече. Общий спад интереса к бою
на мечах и ярко выраженное стремление средних японцев эпохи Мэйдзи поклоняться
всему западному подтолкнуло нескольких молодых строителей поддеть проходящего
мимо Сокаку: «Эй, а не стало ли ныне старомодным занятие фехтованием?» На что
Сокаку резко огрызнулся: «Лучше заткнитесь», и это разозлило рабочих, которые
тотчас же набросились на невзрачного Сокаку. Когда один из рабочих схватил
Сокаку за отвороты его кимоно, тот, инстинктивно реагируя, сбросил свой скарб
на землю и, пользуясь зачехленным мечом, отбросил соперника назад. В
завязавшейся схватке меч выскользнул из ножен и серьезно порезал грудь рабочего.
Остальные при виде крови отступили, но скоро гнев пересилил страх. На их крики
о помощи прибежали другие рабочие. Более двадцати человек, вооруженные ножами,
тростями со складными лезвиями и рабочим инструментом насели на Сокаку, и у
того не оставалось выхода, как пустить в дело меч, спасая собственную жизнь. Он
рубил всех, кто к нему приближался. Бригадир, видя, как умело Сокаку обращается
с мечом, послал за подкреплением, и скоро почти триста рабочих окружили
отчаянно сопротивляющегося Сокаку.
Путь к отступлению был отрезан, а он сам оказался в центре негодующей
толпы, откуда летели камни, черепица, резаки и все, что попадалось под руку.
Сокаку сохранял спокойствие, увертываясь от ударов и делая перебежки, пока силы
не оставили его, и, изможденный, он упал на землю. Рабочие разом набросились на
него. Один из них зацепил тело упавшего Сокаку с помощью багра. Сокаку ожидала
неминуемая смерть. Но в этот момент появились конные полицейские и спасли жизнь
Сокаку. Разогнав толпу рабочих, полиция обнаружила двенадцать убитых и еще
больше раненых; Сокаку же лежал без сознания, истекающий кровью, но так и не
выпустивший из рук свой драгоценный меч. Последовавший суд оправдал Сокаку,
сняв с него все обвинения со стороны рабочих. Сайго Таномо Тикамаса наставлял
Сокаку: «Жизненный уклад уже не тот, что был в период Эдо, время мечей прошло.
Стычка произошла изза того, что ты был при оружии. Отложи меч в сторону и
займись дзюдзюцу». Но прошло немало времени, прежде чем Сокаку внял данному
совету.
В 1877 году Сайго Таномо Тикамаса оказал поддержку Сиде Сиро (род.1868) и
взял его в Айдзу обучать искусству осикиути. После трех лет усердных занятий
Сида отправился в Токио для продолжения учебы. Занимаясь в Сэйдзё Гакко,
учебной школе для военных, Сида в 1881 году записался в Инодэ Додзё школы
|
|