|
полностью выпрямленной ногой в высоко расположенные области тела, что мы видим
в сегодняшних мавасигэри (круговом ударе ногой), ёкокэкоми (ударе ногой с
выпадом в сторону) и усирогэри (ударе ногой назад). Бросковые техники
используются редко. Все это составляет основу нынешнего стиля ЯСК.
Японское каратэдо в общемто, попав под влияние младшего Фунакоши,
является лишь номинально боевой формой единоборства, поскольку здесь отказались
от оружия и бросковой техники. К тому же многие из разрабатываемых техник, если
их использовать в условиях настоящей боевой схватки, небезопасны и могут
серьезно травмировать того, кто ими пользуется. И тем не менее, поскольку
выполнение приемов в стиле ЯСК требует от исполнителя направлять свое тело
целиком на атакующие либо оборонительные действия, этот стиль создает
впечатление мощного, силового единоборства, чрезвычайно притягательного для
энергичных молодых людей. Этот стиль прекрасно подходит для соревнований.
Поэтому стиль ЯСК оказывает воздействие почти на все секции каратэдо,
буквально вынуждая их следовать сходным формам технических приемов, если они
желают привлечь к себе новых членов и не отставать от набирающего популярность
спортивного стиля ЯСК.
Реакция на потерю японским каратэдо цельности как боевой дисциплины не
заставила себя долго ждать. Два человека могут послужить примером того, как
усилия многих людей были направлены на то, чтобы сохранить воинскую природу
каратэподобных техник, которая в форме каратэдо была существенно подорвана.
Возможно, время покажет, что, кореец по национальности, Ояма Масутацу,
ставший натурализованным японцем, был смелым, блестящим синтезатором техник
каратэ, хотя ныне его популярность среди официальных представителей японского
каратэдо невелика. Ояма начал изучать японское каратэдо под влиянием идей
школы Годзю, созданной Ямагучи Гогэном. Ояма к тому времени уже хорошо усвоил
китайские и корейские боевые искусства, но его изучение Годзю каратэдо
позволило обобщить полученный опыт и создать свою собственную эклектическую
систему. Идеи Оямы, представленные теперь в стиле Кёкусин, основывались по
существу на представлении о мысленном бое, пронизанном духом концепций
дзэнбуддизма. Стиль Кёкусин является исключительно формой до боевых
единоборств, представляющейся Ояме «путем мужества», однако Ояма
бескомпромиссен в отношении того, что все каратэподобные системы изначально
являются боевыми искусствами и должны таковыми оставаться, если хотят сохранить
свое название «каратэ». Все учения Оямы пронизывает идея хитоцуки хитогэри , т.
е. «одним ударом руки или ноги» решить исход поединка. Кёкусин каратэдо
довольно обширная и достаточно эффективная система; ее методы занятий отличает
большая суровость. Элементы корейских, китайских, японских, окинавских и
сиамских боевых искусств собрал воедино Ояма, пытаясь построить эффективную
систему самообороны.
Кёкусин каратэдо является прежде всего системой безоружного боя, но от
использования оружия при обучении здесь не отказываются. Даже в соревнованиях
Ояма настаивал придерживаться условий реального боя. Для него простое касание
рукой или ногой противника, не важно, как бы быстро и умело это не делалось
вовсе не является ударом; то же самое относится и к успешно проведенной атаке,
которая умышленно прерывается в непосредственной близости к цели концентрацией
усилий самого атакующего. Чтобы выявить победителя, настаивает Ояма, в
состязаниях по каратэдо необходимо разрешить контакт (как в боксе), и такой
контакт нокаутирует соперника или вынудит его отказаться от дальнейшего боя.
Разумеется, необходимо обеспечить для борющихся сторон некоторую степень
безопасности, что, как полагает Ояма, могут дать введение определенных правил и
защитная амуниция.
Одним из наиболее ярких представителей каратэдо на современной японской
сцене является Хаяси Тэруо, основатель стиля Кэнсинрю. Хаяси — ученик Кокуба
Косэя, талантливого последователя Мабуни и ревностного сторонника Ситорю.
Хаяси также учился под началом Нагаминэ Сёдзина из Сёдзинрю и Хига Сэко из
окинавской Годзюрю. Сам являясь видным специалистом по каратэдо из Ситорю,
Хаяси тем не менее признает отсутствие нацеленности на реальный бой в
современном каратэдо. Выдвижение на первый план техник с использованием одних
рук является, по мнению Хаяси, серьезной ошибкой, что не позволяет каратэдо
быть понастоящему формой боевого единоборства.
Восхищение примитивными видами окинавского оружия привело Хаяси на учебу
к мастеру окинаватэ Накаяме Кэнко из Рюэйрю. Ведомый опытной рукой, Хаяси
учился мастерству владения бо (почти двухметровой палкой из твердого дерева),
сай (культовым трезубцем, представляющим собой стержень с двумя изогнутыми
боковыми отростками), нунтяку (сочленением палок на перевязи), кама (серпом) и
туйфа. Эти виды оружия свойственны окинаватэ в его наиболее примитивной форме,
а также другим местным боевым искусствам. Термин «ко будо», «древние воинские
традиции», является общим обозначением, изобретенным в XX веке. Его можно
использовать, обозначая все окинавские боевые системы, но точнее в этом случае
говорить об "окинавских ко будо ", чтобы отличить от японских ко будо
(классические будо и будзюцу), ибо эти две системы совершенно отличны друг от
друга и не связаны, по сути, между собой. Так что использование термина «ко
будо» не должно ограничиваться, как это принято сейчас, прикладными средствами
древних окинавских систем единоборства.
Тщательное изучение Хаяси примитивных окинавских вооружений оказало
глубокое воздействие на каратэдо. По иронии судьбы, именно Хаяси возродил на
самой Окинаве интерес к тому, что несколько лет назад представляло собой
умирающее искусство единоборства. Это, в свою очередь, показало, что оружие
было существенной частью окинавских систем каратэ. В Японии предпринятые Хаяси
|
|