|
на омои со [непредсказуемыми].
Вано мити кивамэ [Иди дорогой мира].
Вао мотому мити [Дорогой, цель которой — мир].
Поэтому для Оцуки каратэдо прежде всего является духовной дисциплиной.
Все представители Вадорю показывают большое умение в отражении вооруженного и
невооруженного нападения. Такое умение вырабатывается у них благодаря тому, что
Оцука тесно увязал податливость, являющуюся одной из составляющих принципа
мягкости (дзюно ри ), с каратэподобной техникой. Это нашло отражение во многих
приемах, являвшихся ранее более жесткими элементами отбива атаки в технике
спаррингового боя, которая характерна для большинства стилей каратэдзюцу и
каратэдо, исключенных из Вадорю. Но «мягкость» техники Вадорю не столь
изысканна, как во внутренних системах исконно китайского единоборства цюаньфа.
Согласно Оцуке, отсутствие «мягкости» в технике ведет к нерациональному
использованию [возможностей] собственного тела, ибо «жесткость» всегда
сопровождается большим расходом собственных сил. Оцука явился одним из первых в
Японии, кто ввел в практику удар кулаком с расслабленным предплечьем с
последующим быстрым отводом кулака назад, чтобы тем самым сфокусировать силу
удара. Обычную практику ужесточения определенных частей тела для уменьшения их
чувствительности к боли Оцука полностью отвергает, считая подобное пустой
затеей.
Ямагучи Гогэн создал свой, японский стиль каратэ, Годзю, определив его
как сэйсинно моно , т.е. духовный. Именно стремление к балансу «жестких» (го )
и «мягких» (дзю ) действий при выполнении приемов отражено в самом названии
стиля Годзю, что является, возможно, лучшим примером влияния китайского
принципа нэйгун (внутренней работы) на японский стиль каратэдо.
Последователи Ямагучи поэтому особое внимание уделяют разработке специальных
упражнений, позволяющих развивать внутреннюю силу. Эти упражнения должны
научить достигать такого согласия между выбором позиции, движением и дыханием,
чтобы тело действовало как одно целое, объединенное одним усилием. Дыхание
должно быть мощным, но медленным, и совершаться в точно размеренном ритме. Вдох
должен быть похож на то, как мы «нюхаем» воздух, выдох же должен производиться
с силой и сопровождаться звуком, издаваемым воздухом, выпускаемым наружу при
напряжении мышц живота.
Следование пути, т.е. до , посредством дисциплин каратэдо для Ямагучи
выражается в терпении, стойкости и настойчивости. Каратэдо в наиболее широком
смысле, по его словам, «является путем мира». Каратэдо означает «уберечь себя
от ударов, но также и самому избежать нанесения ударов другим». Человеческая
мораль различна у людей, но каратэдо, говорит Ямагучи, может направлять
поведение всех людей. Поэтому до — это путь, указующий, как правильно жить, и
кто уклоняется от него, полагает Ямагучи, тот трус. Правильно ведущиеся занятия
каратэдо помогают открыть для себя неагрессивный путь жизни.
Каратэдо в настоящее время
Поразительный рост популярности в Японии систем, подобных каратэ, привел
к созданию двухмиллионной армии последователей, которые разбились на два лагеря.
Каратэдо тяготело в основном к спорту, и у него было наибольшее число
сторонников; каратэдзюцу было исходно нацелено на задачи самообороны.
На Окинаве полагают, что Итосу был первым, кто учил каратэдзюцу как
спорту. Он якобы приступил к этому в 1905 году, занимаясь с учащимися средней
школы, после того как японские власти разрешили включить этот вид единоборства
в программу физического воспитания школьников. Но именно японцы первыми стали
относиться к каратэдо как к спорту; окинавское каратэдзюцу ни в коей мере не
считалось спортом, пока не попало под японское влияние. В 1936 году Сётокан,
созданный Фунакоши, организовал проведение дзию кумитэ , иначе «свободного
спарринга». Подобная инициатива в конечном счете привела к организации в 1957
году соревнований и чемпионата по каратэ. Сегодня большинство японцев
занимается каратэдо с целью достичь успеха в состязаниях; все остальное для
них второстепенно. Накаяма Масатоши, нынешний главный наставник Японского Союза
Каратэ (ЯСК), обеспокоен подобной тенденцией и хочет, чтобы каратэдо служило
задачам, определенным его основателем, Фунакоши: «Эту [спортивную]
направленность, разумеется, можно приветствовать, но нацеленность в занятиях
исключительно на победу в матчевом поединке может нанести вред этому
динамичному и яркому единоборству. Потребность в заложении настоящих основ
мастерства, помоему, ныне наиболее насущна, чем когдалибо. Я полагаю, что
каратэдо надо рассматривать в более широкой перспективе. С точки зрения его
развития как современной дисциплины, а также со стороны физического воспитания
конечной целью каратэдо должно стать воспитание [зрелой] нравственной личности,
что достигается благодаря упорным и неустанным занятиям».
Приспосабливание каратэподобных техник, имеющих исключительно боевую
направленность, к нуждам спорта, как это имело место в случае каратэдо,
началось с идей сына Фунакоши. Техники старшего Фунакоши ориентировались на
задачи самообороны. Они характеризовались использованием широких стоек и
определялись действиями на ближнем расстоянии. Короткие, мощные удары ногами в
нижние части тела, чтобы избежать возможных контратакующих действий, были
излюбленной тактикой открытых действий у Фунакоши; они сопровождались хорошо
продуманной бросковой техникой. Младший Фунакоши проповедовал стиль, в большей
степени основанный на прямых и подвижных стойках, а это подразумевало, что
противник находится на большом удалении. Он широко использовал тактику удара
|
|