|
воспользоваться неправильным обращением с палочками, чтобы с их помощью сжать
горло едока». Фунакоши никогда не терял бдительности. «Даже находясь на улице»,
— вспоминал Накаяма, — «он никогда не заворачивал за угол, держась близко к
стене дома, а проделывал широкий круг, чтобы избежать неожиданностей».
Забота Фунакоши о практической стороне самообороны никогда не перерастала
в выпячивание значимости физической техники. Столь важным, как и техника, для
Фунакоши был сам процесс обучения, когда столкновение с препятствиями должно
развить у учащихся настойчивость в достижении целей и тем самым способность в
преодолении трудностей. В этом смысле занятие каратэдо предстает для Фунакоши
жизненно важным делом и во многом напоминает религиозные доктрины даосизма,
когда необходимо противостоять природе; занятие является средством, благодаря
которому ум и тело совершенствуются, а жизнь продлевается.
Всякий раз, когда у него интересовались мнением относительно каратэдо,
Фунакоши неизменно характеризовал его как систему обороны, но укладывающуюся в
рамки концепции кобоити , где хэно , иначе реакция на грозящую опасность,
включает наряду с сэнно сэн , высшей формой проявления наступательной
инициативы, и гоно сэн , низшую форму, в зависимости от обстоятельств. Более
всего Фунакоши желал, чтобы его последователи не ввязывались в распри, но если
они будут вынуждены, то отвечать на угрозу нападения должны естественно,
инстинктивно и спонтанно. И все же Фунакоши считал, что каратэдо служит
воспитанию характера и конечной целью занятий является самосовершенствование,
что заложено в самой основе классического подхода к до . Максимы, которых
придерживаются в додзё Японского Союза Каратэ, выражают самые высокие чаяния
Фунакоши в отношении каратэдо:
характер;
искренность;
нацеленность усилий;
корректность;
самообладание.
Мало контрастирует с концепцией каратэдо Фунакоши и явно противостоит
многим каратэподобным системам идеология, разработанная после смерти Фунакоши
Кониси Ясухиро, основавшего в 1934 году Синдо Сидзэнрю. Кониси занимался и у
Фунакоши, и у Мотобу Тёки. Для него даосская философия жизни является основой
всего обучения. Он поясняет свою мысль: «Люди часто прибегают к слову
„покорять“. Когда скалолаз достигает вершины горы, он тотчас говорит, что
покорил такуюто гору. И если человек выдерживает испытание холодом и жарой, он
говорит, что преодолел внешние условия. Все это чистое заблуждение. Что
действительно можно считать покорением, так это состояние умиротворенности,
лишенное какоголибо противостояния природе. Это состояние, когда бог и человек
слились воедино. Здесь мы обретаем [внутренний] покой, и в таком естественном
состоянии не существует [разделения на] друзей и врагов».
Кониси, являющийся также обладателем кёси , преподавательской лицензии в
кэндо, привнес различные идеи из мира фехтования на мечах в свои системы,
которые он предпочитал именовать каратэдзюцу. В частности, техники Кониси
отличает упор, делаемый на дзансин , способности добиться превосходства над
соперником благодаря бдительности ума и поддержания нужного физического
состояния. Поэтому духовная сторона определяет физическую. Явная склонность к
ненасилию определяет сам строй обязательной этики каратэдзюцу Кониси, а это со
всей очевидностью показывает, что формы дзюцу не лишены более высоких идеалов,
несмотря на ошибочные мнения некоторых сторонников форм до .
Занятия каратэ в том ключе, как того требовал Кониси, имели своей целью
развитие здорового в духовном и физическом смысле человека. Посредством
самозабвенных длительных занятий син (дух, разум), и (техника) и тай (тело)
объединяются в одном человеке в нужной пропорции. Такой человек начинает
осознавать свои моральные обязательства быть полезным обществу.
Ката , иначе «форма», комплекс формальных упражнений, служит основой для
дисциплины в каратэдзюцу Кониси; она, таким образом, является исходным пунктом
всего обучения. Используя в достаточной мере для своих занятий ката, учащийся
упражняется в управлении своим умом и телом и начинает понимать, что технику
каратэдзюцу нужно использовать только для подавления нежелательных личных
качеств в себе самом и окружающих. Каратэдзюцу никогда не следует использовать
для разжигания злобы. Но одних ката, замечает Кониси, недостаточно для полного
раскрытия человеческой индивидуальности. Поэтому учащиеся должны упражняться в
схватках со своими сотоварищами под руководством своего учителя; с этой целью
состязательность становится одной из граней тренировочного процесса.
Оцука Хидэнори (род.1892), основавший в 1839 году Вадорю, разработал,
возможно, самую чистую форму японского каратэдо. Существо своих идей Оцука
почерпнул из своего долгого опыта общения с классическими будзюцу. Еще ребенком
(в 1898 году) он стал изучать дзюдзюцу школы Синдо Ёсинрю и в 1921 году,
занимаясь под руководством Накаямы Тацубуро Ёкиёси, получил мэнкё
(преподавательскую лицензию). Свое обучение каратэдзюцу под началом Фунакоши
он начал в 1922 году. Глубокая забота Оцуки о благе человека проявляется в
самих его идеях. Для него тэнтидзин , ридо («небоземлячеловек»,
«принциппуть») — тот гармонический союз, которому необходимо поклоняться и
следовать через непреклонную дисциплину (сюгё ). Танка (древнейший жанр
японской поэзии: нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога: 5+7+5+7+7)
выражает пожелания Оцуки тем, кто занимается какимлибо видом будзюцу или будо:
Буно митива [Путь к доблести военной]
тада арагото то [делает наши шаги]
|
|