|
выразилось вначале в организации первых, сугубо национальных чемпионатов Японии
по дзюдо в 1948 году. Сегодня в Японии дзюдо прежде всего является спортом, к
большому недовольству многих традиционалистов, считающих дзюдо атрибутом
японской культуры. Тем не менее тот путь, которому следуют сегодня при обучении
дзюдо, является единственным, посредством которого формируют специалистов для
мировых первенств и Олимпийских игр.
Глава седьмая. Каратэдо
Истинное каратэдо состоит в том,
чтобы в обыденное время держать и
воспитывать свой разум и свое тело
в духе смирения; а в судьбоносный
час всецело отдавать себя делу
справедливости.
Фунакоши Гитин
Существует более семидесяти различных японских систем каратэдо; немногим
более тридцати систем предпочитают именовать себя каратэдзюцу. Но во всех этих
системах в той или иной мере сказывается влияние того, что изначально
представляло собой вид единоборства простолюдинов Окинавы. Особые японские
пристрастия повлияли на исходные окинавские формы и создали характерно японский
вид каратэдо, предназначенный в первую очередь для изучения и применения
безоружных методов рукопашного спаррингбоя. Правильно понятое японское
каратэдо представляет собой сбалансированную систему духовной дисциплины,
физического воспитания, самообороны и спортивного состязания.
Культурный обмен между Японией и островами Рюкю существовал с
незапамятных времен. Острова Рюкю ничего не могли предложить внешнему миру.
Китайцам удалось в XI веке нашей эры изобрести порох, а позднее, начиная с XII
века, им понадобилась в больших количествах сера в их войне против монголов. В
это время Окинава и Китай вступили в широкомасштабные торговые либо ленные
отношения.
Произошедшее в XVII веке подчинение Окинавы Японии дало возможность
японцам частично ознакомиться с боевыми единоборствами Окинавы и Китая. Но, как
мы видим, лишь в эпоху Мэйдзи заметен интерес японского правительства к
окинавским воинским искусствам. Один наблюдательный военный врачяпонец отметил,
что некоторые окинавские призывники имеют необычайно пропорционально сложенное
тело и обладают отменными физическими качествами; последующее изучение показало,
что подобное физическое сложение достигнуто благодаря занятиям тем, что сами
окинавцы именовали тэ , т.е. «рука». Тэ представляло собой вид рукопашного боя,
куда входили как безоружная, так и вооруженная схватка. Оно развивалось под
сильным влиянием китайских ушу, завезенных на Окинаву китайскими монахами,
торговцами и купцами. Окинавское тэ развивалось как вид борьбы простолюдинов.
Японские официальные власти на Окинаве согласились включить тэ в систему
физического воспитания окинавских школ в 1902 году, поскольку это служило
военной цели подготовки будущих призывников. Тэ, приспособленное к задачам и
общим целям физического воспитания, в итоге стало известно под именем
каратэдзюцу , иероглифы которого означали «китайское рукопашное искусство».
Не найдено никаких исторических свидетельств того, что окинавское тэ или
каратэдзюцу систематически преподавалось в Японии до эпохи Тайсё, хотя и
представляется возможным, что те, кому приходилось пересекать острова
архипелага Рюкю, отправляясь с самого южного острова Японии, Кюсю, были
наслышаны об этих единоборствах. Император Хирохито, путешествуя по Окинаве в
1912 году, еще будучи наследным принцем, стал свидетелем представления по
каратэдзюцу и был столь приятно удивлен, что включил данный момент в свой
официальный отчет японскому правительству. Проявленная властями
заинтересованность окинавскими видами боевых единоборств побудила Министерство
образования пригласить специалиста из Окинавы в Японию. Для поездки в Японию
выбор пал на Фунакоши (Томинакоши) Гитина (18691957) из Сюри, учителя
японского языка начальной школы, поскольку он был самым образованным среди
представителей окинавского единоборства тэ, хотя существовали на острове и
более умелые коренные борцы. Фунакоши выступил в киотском Бутокудэн в 1917 году,
где познакомил официальные японские власти и членов Бутокудэн с окинаватэ и
каратэдзюцу. Но лишь во время своего второго визита в 1922 году он дал первые
публичные показательные выступления по каратэдзюцу в Японии.
Чтобы как можно больше заинтересовать японскую публику каратэдзюцу,
Фунакоши сознательно устраивал свои выступления перед образованными слоями
общества. Как словом, так и делом он впечатляюще представил физические и
духовные качества каратэдзюцу аудитории, преимущественно состоящей из артистов
и адвокатов, поскольку полагал, что люди, сама профессия которых наделяет их
живым умом, обычно обладают неповоротливым телом. Он упирал на то, что занятия
каратэдзюцу укрепляют даже самое слабое тело и что человек невзрачного
сложения, вроде него, может стать довольно крепким благодаря таким занятиям.
Фунакоши приглашал из публики добровольцев испытать его прочность на удары и
испытать его устойчивость; никому не удавалось сдвинуть его с места или
опрокинуть на землю. Столь достойное поведение произвело существенное
впечатление на всех тех, кто видел его выступления, и спустя короткий
промежуток времени его учение нашло немалое число сторонников. Фунакоши также
давал выступления по каратэдзюцу у Кано Дзигоро в его Кодокане и в
|
|