Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Путь Воина (Буси-До) :: История боевых искусств :: Донн Дрэгер - Современные будзюцу и будо
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
качестве орудия против анатомически уязвимых мест противника. Зачаточные формы 
исходных техник в Кодокан Дзюдо можно наблюдать в тактике ведения боя «пустой 
рукой» школы Ягю Синкагэрю (сама тактика формировалась под влиянием Кагэнрю и 
Тэнсин Сёдэн Катори Синторю), в тактических приемах школ Киторю (возникла на 
основе Тэйсинрю), Дзикисинрю (испытала влияние Киторю), Тэндзин Синъёрю 
(возникла на основе Ёсинрю, Синно Синторю, Фукунорю, Исогаирю и Миурарю), 
Сэкигутирю (испытала огромное влияние со стороны тактики борьбы сумо), и тех 
рю, которые, подобно Сэйгорю, пользуются кумиути , тактикой ведения боя 
посредством захватов.
      В своем усовершенствовании старых техник с научных позиций Кано 
руководствовался тем, что техники, связанные с использованием «пустой руки» и с 
которыми он был знаком, казались ему ненаучными. Но, исходя из того, что 
известно сейчас об этих техниках, критика Кано уже не внушает доверия; скорее, 
следовало бы критиковать технические способности современников Кано, которые 
пользовались данными техниками. Тем не менее, ввиду широкого спектра мнений 
относительно принципа дзю , во времена Кано существовало достаточно много 
техник, использующих этот принцип в неприемлемой для него форме, и он пытался 
использовать эффективность механики движений в тех техниках, которые 
приспособил для нужд Кодокан Дзюдо.
      Заботясь о личной безопасности тех, кто пользовался приемами Кодокан 
Дзюдо, Кано усовершенствовал техники, которые ранее представляли собой методы 
ведения реального боя или же методы самообороны в уличных потасовках, когда не 
заботились о безопасности пострадавшего. В результате усовершенствований 
подобных техник для включения их в разработанную Кано систему дзюдо они 
приобрели спортивноигровую направленность. Затем Кано выработал определенные 
правила выполнения самих техник и ясно обозначил и определил запрещенные для 
исполнения действия.
      Возможно, наибольший вклад со стороны Кано в техники «с пустой рукой» 
состоял в том, что для их выполнения соперники должны были захватывать одежду 
друг друга; хотя данную особенность можно отыскать в более ранних формах 
будзюцу и будо, захват почти отсутствовал в настоящих классических искусствах 
ведения боя, в будзюцу, где подобная практика оказалась бы не только опасной, 
но едва ли возможной, поскольку сражающиеся обычно надевали те или иные доспехи.
 Захват решает две задачи, которые поставил перед собой Кано, приспосабливая 
более ранние техники к нуждам Кодокан Дзюдо. Он не только дает более 
эффективный рычаг для броска противника, но и обеспечивает более высокую 
степень безопасности для подвергшегося броску соперника; в последнем случае 
бросающий может управлять и траекторией и скоростью падения противника, делая 
возможным безопасное приземление, а не подвергая его опасности свободного 
падения.
      Во многом Кано оказывается вероотступником по отношению к традициям 
классических будзюцу и будо. К примеру, разрабатывая методы занятий Кодокан 
Дзюдо, он отвергает само представление о югэн , поскольку данное понятие 
подразумевает «таинственные знания». В определенной мере это прямой отход от 
философии ёмэйгаку, составляющей основной хребет всех классических методов 
обучения. Кано не соглашается с тем, что обретение техники и духовной зрелости 
происходит как посредством опыта, так и через проникновения в скрытые глубины 
оукдэн , иначе тайных учений; ведь если пойти на такое, то и собственные знания 
Кано, в частности те, что он получил чисто теоретическим путем, по многим 
аспектам окажутся неполноценными в отношении его осведомленности в области 
классического будзюцу. Кано также в своем обучении меньше полагался на кан , 
иначе интуицию, заменяя ее рациональной мыслью и анализом, основываясь на 
«методе обучения в соответствии с современной наукой».
      Кано сетовал на отсутствие систематических методов, которые позволили бы 
сделать обучение таким вещам, как укэми (страховка при падении), менее опасным 
занятием. В большинстве систем будзюцу бросающий опрокидывает на землю своего 
соперника, а последний должен сам позаботиться о том, чтобы упасть как можно 
лучше. Кано своими глазами видел плачевные результаты подобной практики. 
Поэтому он разработал особую методику, посредством которой можно было обучаться 
укэми, не подвергая себя ненужному риску получить травму. Как раз эта черта 
Кодокан Дзюдо, удовлетворяющая критерию здорового физического воспитания, 
обеспечивающая безопасное и систематическое обучение, и будет в дальнейшем 
олицетворять ортодоксальную систему обучения Кодокан. Так что стремление 
некоторых современных дзюдоистов обходиться в своих занятиях без 
систематической отработки навыков укэми не знаменует собой некое «новое 
направление», как заявляют иногда сторонники подобного подхода; это скорее 
возвращение к старой, непродуманной и несистематизированной практике дзюдзюцу.
      Тем основным стержнем, вокруг которого строится Кодокан Дзюдо как система 
физического воспитания, является требуемое Кано равновесие между элементами его 
«принципа трех культур», включающими рэнтайхо , сюсинхо  и сёбухо . В 
отношении последнего элемента Кано говорил следующее: «Я не придавал 
исключительного значения состязательной стороне занятий… а стремился сочетать 
состязательность и тренировку ума и тела». Мастерство для Кано является, 
бесспорно, важной стороной обучения, но как цель обучения дзюдо оно уступает 
тому роду мастерства, которое служит средством для достижения более высоких 
общественных целей Кодокан Дзюдо. Кано также ясно выразил свое неприятие 
спартанских методов обучения, построенных по принципу «выживает сильнейший». 
«Правильно ведущееся обучение дзюдо», — говорит Кано, — «не должно вызывать 
перенапряжение сил».
      Чтобы Кодокан Дзюдо удовлетворяло другим критериям здорового физического 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-