|
податливость или уступчивость является единственным образом действий в
созданной им системе, Кано дальше утверждает: «Если, таким образом, принцип
уступки не может вобрать в себя все способы, используемые в состязаниях, то
существует ли вообще принцип, способный в действительности это сделать? Да, он
существует, и это принцип максимально эффективного использования ума и тела». В
своих теоретических изысканиях по дзюдзюцу Кано отыскал выражение «синсин
тикарао мотоно юкони сио суру». Здесь подчеркивается важность бережливого
использования энергии, как духовной, так и физической. Сам Кано толкует его
следующим образом: «Какова бы ни была цель, лучшим путем ее достижения является
умелое использование направленной на эту цель или задачу энергии». Это
утверждение Кано выразил в 1923 году в виде формулы «сэйрёку дзэнъё», иначе
принципа «наилучшего использования энергии». На этом принципе покоится идеал
Кодокан Дзюдо.
В данном принципе энергия для Кано предстает как живительная сила, а не
просто как телесная мощь. Через занятия дзюдо учатся тому, как следовать самому
принципу. Но Кано имел в виду более высокие ценности, когда призывал всех
сторонников Кодокан Дзюдо следовать принципу. Занятия Кодокан Дзюдо ради
развития физически крепкого тела (рэнтайхо ) либо ради развития борцовских
навыков (сёбухо ) Кано определяет как кёги дзюдо , т.е. дзюдо в «узком смысле»,
поскольку здесь упор делается на технику. Кёги дзюдо должно уступить место
коги дзюдо , иначе дзюдо в «широком смысле», где сюсинхо , иначе «моральное
воспитание», т.е. привитие нравственных норм, ведет к самосовершенствованию.
Поэтому физическое самосовершенствование не достаточно само по себе, ибо, каким
бы сильным ни становился человек, занимающийся дзюдо, какого бы мастерства он
не достиг, «если он не будет полезен обществу», — говорит Кано, — «его жизнь
напрасна». Рэнтайхо , сёбухо и сюсинхо образуют три элемента, которые
составляют «принцип трех культур»; принцип, делающий Кодокан Дзюдо формой
физического воспитания.
Кано хотел, чтобы занятия дзюдо проводились не только в додзё, но и за их
пределами и его физические стороны стали средоточием человеческих усилий,
направленных на развитие и совершенствование личности. Если представители кёги
дзюдо и могут обрести техническую зрелость, то лишь посредством коги дзюдо
они могут стать социально зрелыми людьми. Подобный взгляд Кано вынес из
конфуцианской заповеди о том, что следует «расширить сферу своей деятельности,
включая сюда других людей и иные роды деятельности». Таким образом, получает
развитие общепризнанная цель классического будо, которая в некоторых рю носит
довольно неопределенный характер, за исключением того случая, когда речь
заходит о путях достижения личного совершенства. Кано так определяет Кодокан
Дзюдо в рамках принципа сэйрёку дзэнъё : "Дзюдо — не метод, дающий возможность
наилучшим образом распорядиться духовной и физической энергией в целях
исключительно нападения или защиты, скорее, это метод, посредством которого
данный принцип [сэйрёку дзэнъё ] можно усвоить и применить ко всем сферам
человеческой жизни". Следуя этому направлению мысли, Кано развил свой второй
великий принцип, названный им дзита кёэй , иначе принцип «взаимного
процветания».
На принципе взаимного процветания зиждились надежды Кано на международную
социальную гармонию. Основные элементы концепции дзита кёэй покоятся на
принципах рю классических будо и будзюцу. Примером здесь могут послужить идеи
школы Ягю Синкагэрю (линия Эдо), проповедующей фехтование на мечах типа
кэндзюцу. Кэнси из Эдо Ягю Синкагэрю рассматривают свои занятия кэндзюцу как
занятия коги кэндзюцу , а более обще относят свою дисциплину к сэйхо либо
хэйхо . Они идут к самосовершенствованию через занятия согласно предписанной
технике владения мечом, но такое устремление всегда предстает лишь как средство
для достижения более высокой конечной цели. В учении Эдо Ягю Синкагэрю сэйхо
почитается целью для тех, кто стремится свершать «добрые деяния» для японского
общества. Но упор со стороны Кано на благие дела во имя общества надо понимать
более широко, здесь подразумевается благо всего международного сообщества. Кано
надеялся, что последователи Кодокан Дзюдо, где бы они ни были, благодаря своей
общей заинтересованности в занятиях и обучении научатся применять принцип
сэйрёку дзэнъё и поймут, что такое возможно лишь при взаимном сотрудничестве.
А это осознание в свою очередь поднимет их, по словам Кано, на такую высокую
ступень, где преодолены различия между собой и другими, и они уже способны
будут применять сам принцип в своей повседневной деятельности и тем самым
влиять на окружающих таким образом, что те будут строить свою жизнь по их
примеру, обращая ее на пользу всему человечеству.
Техника и методы занятий
Любой непредвзятый и основательный анализ исходного технического арсенала
Кодокан Дзюдо покажет, что все без исключения техники некоторым образом уже
использовались более ранними системами классических будо или будзюцу. Поэтому
все, что Кано собирательно обозначил как Кодокан го кёно вадза , иначе «пять
принципов техники», а также все техники, стандартизированные в виде Кодокан
катамэвадза, разновидности захватов, бралось из известных Кано источников.
Современные дзюдоисты, прибегающие к довольно эффективным броскам типа
сэоинагэ, харайгоси и осотогари, чтобы соперник оказался на земле, или же
добивающиеся победы в схватке, обездвиживая соперника посредством приемов
наподобие кэсагатамэ, дзюдзигатамэ и удэхисигидзюдзэгатамэ, обязаны этим,
более ранним чем Кодокан Дзюдо, источникам; не менее верно это и для атэвадза,
приемов нападения в Кодокан Дзюдо, когда используются различные части тела в
|
|