Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Путь Воина (Буси-До) :: История боевых искусств :: Донн Дрэгер - Современные будзюцу и будо
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
      Принцип дзю  применительно к механическому выполнению техники дзюдо 
явился для Кано основой для построения действий, позволяющих так сочетать 
собственную силу с силой противника, чтобы победить его. Системы дзюдзюцу еще 
ранее руководствовались подобным принципом, что можно видеть из выражения 
«курэба мукаэ, сарэба окурэ», означающего «когда соперник приходит, встречай 
его; когда же он уходит, проводи его». Теория «гого дзю, нихати дзю» («пять и 
пять — десять; восемь и два — десять») дзюдзюцу выводится отсюда, и ее можно 
интерпретировать следующим образом: «Если враг давит с пятикратной силой, 
напирай тоже с пятикратной силой; в итоге получим десятикратную силу. Если враг 
напирает с восьмикратной силой, дави с двукратной силой, в итоге получается 
также десятикратная сила».
      Кано научно обосновал подобные выражения для дзюдзюцу и прояснил их в 
чемто затаенную суть, выдвинув собственную теорию кратной силы: «Что в 
действительность означает понятие „уступчивости“? Пусть сила противостоящего 
мне человека имеет десятикратное значение, тогда как моя сила уступает его силе 
и имеет семикратное значение. И если он будет напирать на меня со всей своей 
силой, то я наверняка буду отброшен или опрокинут на землю, даже мобилизовав 
против него все свои силы. Но если вместо того, чтобы противостоять ему, я 
уступлю его силе, отстранив свое тело в сторону во время натиска, сохраняя 
попутно равновесие, то он под действием собственной силы наклонится вперед, 
теряя при этому равновесие. Такое положение делает его настолько слабым, не в 
отношении его реальной физической силы, а ввиду неудобства своего положения, 
что в данный момент его сила будет иметь троекратную величину вместо обычной 
десятикратной. В то же время я, сохранив равновесие, сохранил и всю свою 
исконную силу, равную семикратной величине. Так что в данный момент я 
оказываюсь в более выгодном положении и могу победить своего противника, 
прибегнув лишь к половине собственной силы, составляющей троекратную с 
половиной величину, против его троекратной силы. Половину своей оставшейся силы 
я могу направить на иные цели. Если бы я обладал большей силой, чем мой 
противник, я бы просто задавил его. Но даже если бы у меня были желание и сила 
для этого, все же лучше для меня самого было бы вначале уступить противнику, 
поскольку подобные действия значительно экономят мои силы и изматывают силы 
противника».
      Поэтому принцип дзю  у Кано практически выражается в том, чтобы не 
использовать свое тело для непосредственного столкновения с силами противника, 
а скорее посредством умного маневрирования воспользоваться ими, чтобы одолеть 
соперника. Кано, хорошо знакомый с динамикой движений, также разделял мнение 
Аримы: «Величина силы определяется массой данного тела и скоростью его движения,
 так что величина массы и быстрота движений являются существенными факторами в 
дзюдо. С этой точки зрения дзюдо уже не предстает искусством, вызывающим 
удивление; напротив, оно всего лишь использует силу наиболее эффективным 
способом». Принцип дзю  для многих рю по дзюдо, как и для Кано, характеризует 
две стороны: податливость и неуступчивость. Кано не соглашался с теми, кто 
считал податливость единственной гранью принципа дзю . Он замечает: «достижение 
победы над противником не ограничивается только уступками… Случается, что 
противник захватывает вашу кисть. Как можно освободить себя, не прибегая к 
собственной силе? То же самое можно сказать и о случае, когда вас хватают сзади 
за плечи… Это все формы прямого нападения». Полагая, что техника Кодокан Дзюдо 
строится на основе как податливости, так и неуступчивости действий, Кано 
опровергает также вымысел о том, что Кодокан дзюдо является чисто 
оборонительной системой: «Если бы это было так, то следовало бы признать, что 
приемы дзюдо бесполезны до тех пор, пока противник первым вас не атакует, но в 
таком случае [дзюдо] представляло бы собой ограниченную форму боя».
      Кодокан Дзюдо, подобно многим системам дзюдзюцу, опирается на принцип 
кобоити , то есть «нападение и защита являются по сути одним и тем же», и 
проявляется та или иная из этих сторон в зависимости от конкретной ситуации. 
Кано продемонстрировал агрессивность Кодокан Дзюдо и его превосходство над 
строящимися на оборонительных действиях дзюдзюцу школы Ёсинрю, возглавляемой 
Тоцукой Хикосукэ. В 1886 году под патронажем токийской полиции был организован 
турнир между представителями Ёсинрю и Кодокан Дзюдо. Для показа 
соответствующих стилей борьбы с каждой стороны было выбрано по пятнадцать 
человек. Кодокан одержал блестящую победу, проиграв всего две встречи и сведя 
вничью одну. немалую роль в этом принципе сыграл Сайго Сиро. Используя свою 
технику яма араси  («буря в горах»), Сайго повергал ниц своих соперников 
блестящими бросками. Однако не всем известно, что эту технику Сайго еще раньше 
почерпнул из стиля айкидзюцу школы Дайторю.
      
Задачи Кодокан Дзюдо
      
      Многие сторонники Кодокан Дзюдо считали само собой разумеющимся, что 
практикуемая ими система превосходит любую другую в сфере рукопашной 
тактической борьбы. Но сам же Кано уверяет нас в том, что Кодокан Дзюдо по всем 
статьям превосходит любые когдалибо созданные в Японии воинские искусства и 
принципы (пути). Лучше всего это видно в самом выборе со стороны Кано названия 
для своей дисциплины — Ниппон Дэн Кодокан Дзюдо, что означает «лучшее будо 
Японии». Это громогласное и горделивое заявление появляется на всех 
квалификационных удостоверениях. Это мнение нельзя, разумеется, считать 
справедливым, но оно говорит о том доверии, которое испытывал Кано к своему 
любимому Кодокан Дзюдо.
      Дав ясное определения принципа дзю , категорически отрицая при этом, что 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-