|
определенные трудности. Еще два столетия назад Дзикисинрю стала первой
известной школой, где начали употреблять слово «дзюдо», но некоторые рю вскоре
последовали этому примеру. Подобное обстоятельство и побудило Кано использовать
пояснительное слово «Кодокан» с тем, чтобы его систему дзюдо можно было
отличать от дзюдо классических стилей.
Теория Кодокан Дзюдо
Кано воспринял практические стороны дзюно ри , иначе "принципа дзю
(мягкости, податливости)", который был уже выработан и использовался
представителями многих классических будзюцу и будо. Однако имелось много
толкований самого дзю , некоторые из них, по мнению Кано, совершенно превратно
представляли то, как работает данный принцип Подобные заблуждения применительно
к Кодокан Дзюдо искажают его теоретические основы, делая саму теорию нереальной
и несбыточной. Когда сам принцип дзю неверно истолковывается, возникает явное
противоречие между теорией и практикой. Эти ошибочные взгляды разными путями
все еще влияют на современное дзюдо, так что сам принцип дзю требует
дальнейшего изучения.
Представители классических будзюцу и будо, характеризуя основу духа и
механики своих многосоставных систем, используют выражение «дзю ёку гоо
сэйсуру». То, как Кано относится к данному изречению, считая его вполне
приемлемым для Кодокан Дзюдо, показывает, что он является одним из рьяных
выразителей заключенного в этих словах духа. Подробно изучая дзюдзюцу, Кано
обнаружил, что принцип дзю принимался не всюду, хотя лишь немногие отказались
бы под ним подписаться. Затем он увидел, что среди систем дзюдзюцу, принимавших
сам принцип, существовали ненаучно обоснованные его интерпретации.
«Дзю ёку гоо сэйсуру» можно перевести примерно как «мягкость управляет
твердостью» либо «слабость управляет силой»; здесь подразумевается
естественность образа действий, составляющая обязательное условие для
выполнения всех приемов. Однако для Кано смысл «дзю ёку гоо сэйсуру» вытекает
из даосских учений, изложенных в каноне «Дао Дэ цзин». Именно даосские
представления определяют истинное значение дзю применительно к Кодокан Дзюдо.
Лаоцзы утверждает, что «переход в противоположность — путь продвижения Дао», и
возводит этот принцип в закон природы, подтверждающий идею о том, что «наиболее
податливое преодолевает самое неподатливое». Здесь прямо не упоминаются
мягкость или твердость, либо слабость или сила, говорится о том, что нельзя
провести четкую грань между податливым и неподатливым. Поэтому во многих
случаях, где проявляются податливость и неподатливость, сама податливость может
проявляться с силой, особенно с силой, обладающей уступчивостью. То, что
поддается, не обязательно оказывается мягким или слабым в количественном
выражении, хотя в качественном отношении это выражается податливостью и лишь на
время предстает более слабым и мягким по сравнению с тем, что противостоит ему
как неподатливое.
Кано был большим реалистом, чтобы не запутаться в абстракциях китайской
философии. Изучая принципы Киторю, он оценил значение древнего и сложного
китайского учения об иньян (инё пояпонски). Единство этих двух элементов
составляет основу теории данной школы о механике движений. Ки , означающее
«подъем», отождествляется здесь с ян (ё ), положительным фактором; то ,
означающее «падение», отождествляется с инь (ин ), отрицательным фактором. Ян
подразумевает свет; инь означает тьму. Действие и взаимодействие этих
совместно проявляемых и подкрепляющих друг друга, неразделимых сторон самой
природы определяют уровень силы при выполнении приемов Киторю. Поэтому
различные толкования выражения «дзю ёку гоо сэйсуру» не сбивают с толку Кано.
Он признает разграничения, проводимые между мягкостью и твердостью, слабостью и
силой, как относительные, но ни в коем случае как абсолютные. К тому же Кано
видел, как некоторым рю по дзюдзюцу не удавалось найти приемлемую практическую
интерпретацию данного принципа, что приводило к исключительно эстетической
трактовке и как следствие — к созданию неэффективной техники.
Страстное желание Кано в юности обрести физическую выносливость дало ему
возможность должным образом оценить физическую силу в атлетических занятиях.
Действительно, свое уважение к физической силе Кано выразил в элементе
рэнтайхо (методе физической тренировки), входящем составной частью в
разработанный им «принцип трех культур», который делает Кодокан Дзюдо системой
физического воспитания. Именно Кано выдвинул идею о том, что следует выступать
не против развития и использования физической силы, а, скорее, против
злоупотребления этой силой. Кано был полностью согласен со словами своего
ученика Аримы Сумитомо: «Часто случается, что для победы над врагом выгодней
воспользоваться как можно большей силой либо ответить силой на силу… Поэтому
сильный человек может получить больше выгоды от использования дзюдо, чем
человек послабее». Вполне естественно, что Кано большие надежды возлагал на
толкование школы Тэндзин Синъёрю принципа дзю — податливость тела,
подчиняющая его разуму, — поскольку подобное толкование превращало сам принцип
в принцип гибкости, податливости разума, позволяющий человеку противостоять
неожиданностям и приспосабливаться к ним. Тэрада Канъэмон, пятнадцатый
верховный наставник Киторю и основатель Дзикисинрю, уже выразил эту концепцию
словами «карадао ситэ сэйсинни дзюдзин нарасимэру дзюцу», иначе «искусство
подчинять целиком тело разуму». Поэтому для Кано сам принцип дзю никогда не
существовал в отрыве от его практического воплощения; тело, направляемое
разумом, должно реагировать с такой механической гибкостью, чтобы
приспособиться к неожиданно возникшей ситуации.
|
|