|
сомнение, неподготовленность и беспокойство, мешающие свободному выражению
действия. На их место должно прийти чувство уверенности, которое достигается
посредством дзию рэнсю , иначе «свободных занятий». Ямаока Тэссю, искусный
мастер школы Итто Сёдэн Мусорю, требовал от всех своих учеников усердно
заниматься какаригэйко , используя при этом синая, не уступающий по длине
боевому мечу. Ямаока разрешил ученикам с менее чем трехлетним опытом обучения
пользоваться иными, чем дзию рэнсю , методами тренировки, опасаясь, что
преждевременное дзию рэнсю может уничтожить их индивидуальность.
Не секрет, что единственным ключом к успеху в современном кэндо являются
усердные занятия. Все без исключения мастера своему прогрессу обязаны
приверженности сюгё . Занятия кэндо включают элементы и умственного воспитания,
но по существу это физическая дисциплина. Потому кэндоисты склонны отдавать
предпочтение в своих занятиях физической стороне своей дисциплины. Как нельзя
кстати это иллюстрирует Ямаока, не отличающийся богатырским телосложением, но
чей организм в действительности был необычайно силен, такую силу он развил в
себе благодаря неустанным занятиям субури , базовыми упражнениями, где работа
ног позволяет объединять в одно целое движения тела и удары синаем; Ямаока
ежедневно обращался к субури, работая с довольно тяжелым боккэн. Он также в
совершенстве владел удэдзумо , иначе армрестлингом. Ямаока гордился своим
поразительным чувством, часто приглашал гостей попытаться столкнуть его,
стоящего на краю широкого окна, в сад. Друзьям казалось, что он, словно дерево,
прирос к окну, и даже самый сильный из них не мог стронуть его с места.
Ямада Дзирокити, прежний верховный наставник Дзикисинкагэрю, приводит
довольно дельные замечания относительно физической стороны техники кэндо в
своем трактате «Кэндо Рон»:
3
У кэндо широкие задачи. Не уповай на мелочную технику.
4
Занимайся самоанализом… Не бойся техники [соперника] и, сталкиваясь с
более техничным противником, не дай увидеть себя побежденным еще до начала
поединка.
5
Очень важно воспитать в себе упорство и развить способность принимать
мгновенные решения.
6
Меч и ум должны представлять одно целое; одной техники недостаточно, как
и одного духа.
7
Искренность усилий — это ключ к успеху. Когда мы, действуя против более
сильного противника, хотим направить свои удары по мэн, котэ либо до, в своих
действиях мы не должны быть неискренними, напротив, нам следует проявить себя с
лучшей стороны.
8
Во время поединка мы должны руководствоваться мыслью, что в руках у нас
боевой меч. Никогда не ставь синай ниже боевого меча.
9
Обучение посредством кан [интуиции] ведет к познанию истины.
10
Победитель и побежденный определяются еще до поединка; необходимо
воспитывать и укреплять внутренний настрой.
11
Стойки должны быть естественными… [и] выражать полноту [ки] собственного
стиля. Всегда следи за своим стилем, сосредоточиваясь на основах стойки,
|
|