Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Путь Воина (Буси-До) :: История боевых искусств :: Донн Дрэгер - Современные будзюцу и будо
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
доспехам противника. Используемое в кэндо касание в качестве удара как нельзя 
кстати подходит для небоевых задач кэндо, поскольку здесь не стоит вопрос о том,
 добиться ли пробивной силы при ударе или не рисковать, чтобы себя не 
травмировать.
      В кэндо синай может наносить удары лишь по восьми участкам тела. Здесь 
разрешено семь видов ударов и один выпад. В классическом кэндзюцу любой участок 
тела может стать объектом для атаки, выбор здесь определяется слабыми местами в 
воинских доспехах противника. Каждая классическая школарю  располагает своей 
особой техникой, позволяющей воспользоваться подобными слабостями. Кэнси  из 
Тэнсин Сёдэн Катори Синторю, пользуясь техникой этой школы, подрезали запястья 
противника снизу, поражали его пах и бедра, а также глубоко ранили подъемы ног. 
Кэнси  из Синкагэрю часто сильно повреждали только один ольшой палец, что 
лишало раненного возможности держать оружие; либо же они подрезали подколенные 
сухожилия, чем обездвиживали противника. Это всего лишь малая толика того, 
почему синкэн сёбу  в стиле классического кэндзюцу оказывается смертоносным 
занятием, на которое решаются лишь после длительной подготовки и которому чужды 
какиелибо ограничительные правила. Но, по общему мнению, произвольные 
ограничения, определяющие, какая часть тела может служить мишенью для той или 
иной техники кэндо, лишь выражают желание обеспечить минимум безопасности для 
участников поединка и повысить точность выполнения специфических и базисных 
атакующих действий. Так что выбор таких, четко обозначенных мишеней вполне 
логичен и отвечает исконной задаче кэндо.
      Техники кэндо основываются на овладении доведенными в своем исполнении до 
автоматизма базисными действиями, среди которых важное место занимает работа 
ног, что делает вполне корректной прямую стойку и позволяет телу и синаю 
двигаться в унисон друг с другом, а это придает атаке кэндоиста быстроту, 
точность и мощь. В обучении кэндо упор делается на тактическое построение 
наступательных действий, но без соответствующего духовного настроя, 
подкрепляющего эти сугубо механические стороны кэндо, сама техника вскоре 
теряет всякую осмысленность. Ки , иначе материальная сила, как она предстает в 
учении Чжу Си, лежит в основе такого духовного настроя. Это как раз ки , о 
котором ведет речь Цукахара Бокудэн при обсуждении понятия фудоно сэйсин , 
иначе состояние «невозмутимого ума», которое выделил в качестве важной 
составной части жизни человека неоконфуцианец Койбара Эккэн, назвав это 
«жизненной силой». Такое представление о ки  совпадает с учением школы Итторю 
о синкирёку  (душевные силы); здесь ки  является «внутренней силой», 
посредством которой человек решает, что добро а что зло.
      Согласование собственного ки  с ки  соперника, т.е. наличие киай , 
характеризует хорошее [владение] кэндо. Киай  выражается в спонтанном 
проявлении «полного духа» мечника, что является необходимым условием истинного 
обучения. Киай  состоит из нераздельных и взаимодополняющих умственных и 
физических элементов, которые, объединяя все силы исполнителя, переплавляют их 
в живое действие, даже если сам исполнитель при этом остается неподвижен. Не 
следует думать, что киай  в кэндо проявляется всего лишь в пронзительном крике,
 издаваемом кэндоистами во время занятий. Использование слышимого киай 
существенно помогает при обучении правильного исполнения приемов, ибо только в 
этом случае учащийся может наполнить себя достаточной степени концентрацией 
внимания, чтобы суметь дать выход всей своей духовной энергии и тем самым 
«подтолкнуть» свою физическую технику. Но киай , идущий из чрева, а не из 
голосовых связок, может заставить потерять самообладание даже самого искусного 
мечника.
      Асари Матаситиро из Наканисиха Итторю эффективно использовал киай  
совместно с исполнением своего токуй вадза , иначе говоря коронного приема, 
цуки  (выпада). Говорят, что киай  Асари выбивал из равновесия противника еще 
до того, как Асари совершал свой выпад. Однако кульминация киай  достигалась 
не шумом, а лишь тогда, как сказано в «Суньцзы», «когда действию, наконец, 
сопутствует тишина». Наиболее искусные кэндоисты способны умело распоряжаться 
своей техникой и достигают высочайшего уровня киай , следуя этим путем, не 
прибегая постоянно к помощи голоса.
      Концепции ёмэйгаку и дзэнбуддизма, включающие интуитивное знание, лежат 
в основе большинства методов обучения современному кэндо в Японии. Такая форма 
самодеятельных занятий содействует естественной форме обучения, тому, что дает 
глубокое познание предмета, которое невозможно обрести чисто рациональным 
подходом к обучению. Но методы обучения кэндо основываются на двух основных 
течениях мысли, где приоритетом пользуется либо теория, либо практика. Сасамори 
Дзюндзо, нынешний верховный наставник Оноха Итторю, в своем обучении прежде 
всего опирается на технику. Такано Косэй из Наканисиха Итторю отдает 
предпочтение тому, что сам именует методом риги иттай , иначе идеей о том, что 
теория и техника едины. Обучение кэндоистов Такано начинает с физических 
занятий. «Если вначале идет теория», — замечает Такано, — «в знаниях кэндоистов 
будут присутствовать пробелы, что может пагубно сказаться на их развитии». 
Теория кэндо не оченьто полезна для начинающего; только «телесные движения», — 
говорит Такано, — «могут научить учащегося тому, как нужно владеть собственным 
телом».
      Какаригэйко , иначе «обучение атакующим действиям», является основным 
методом обучения кэндо, где более молодой занимается с более опытным, на 
котором отрабатывает свои удары. Более молодой выполняет приемы, не боясь 
ответных действий, но все его действия должны отвечать требуемым основным 
критериям. Какаригэйко  должен настроить ум на выполнение атакующих действий и 
привести его в такое состояние, когда не довлеют над ним четыре зла: страх, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-