|
Слова Макино означали, что дух самопожертвования должен сопровождать
занятия кэндо, но они также говорят о том, что этот дух необходимо извлекать и
поддерживать посредством источников, находящихся за пределами учений кэндо.
Данное мнение совпадает с мнениями многих современных мастеров кэндо,
чувствующих, что синай, хоть и символизирует собой саму суть меча, в
действительности не может подготовить путь для становления духа сэйсио тёэцу .
Такой уцукусий тамасии , иначе «прекрасный дух», можно развить лишь посредством
обретения большого опыта в дисциплинах, основывающихся на использовании
настоящего меча. Поэтому кэндо ставит своей целью развитие человека «как
совершенной личности, как члена общества и собственной нации посредством
священного настоящего меча».
Техника и методы обучения
Техника кэндо строится на основе доктрины дзюгоно авасэ , иначе
сочетании «податливости» с «твердостью», во всем многообразии ее задач.
Посредством дзюгоно авасэ кэндо становится высокоэффективной системой по
интеграции человеческой энергии. Таким образом, кэндо становится продолжением
теории техники самого боя на мечах, как это имеет место в классических стилях
кэндзюцу и кэндо. Поскольку такие более ранние искусства владения мечом
существенно повлияли на технику современного кэндо, определенно, что для
подобного влияния должны были быть веские основания; многочисленные изменения,
внесенные в классическую технику, были необходимы для создания различной
техники современного кэндо. Эти изменения свидетельствуют о переходе от
фехтования на мечах, характерного для ведения настоящего боя, к тому его виду,
когда оно предстает или как духовная дисциплина, или же низводится до уровня
спорта.
Современное кэндо является додзё будо , т.е. кэндо практикуется в
идеальных условиях, которые обеспечивает тренировочный зал, иначе додзё .
Гладкий, ровный пол, где проводятся занятия, позволяет учащимся двигаться с той
скоростью и уверенностью, которые нельзя обеспечить, когда бой на мечах
происходит в естественных условиях, на открытом воздухе. Поэтому одно из первых
изменений в классической технике коснулось самой стойки мечника.
Типичная стойка для современного кэндо является исключительно прямой. Для
этого требуется, чтобы ноги были расположены на близком расстоянии, не широко
расставлены, и носки смотрели только вперед, к тому же пятка отставленной назад
ноги оторвана от пола, — такую позу обычно связывают с тайными учениями Ито
Иттосая. Ни одно из этих требований не признается в классическом кэндзюцу,
поскольку они создают для бойца неустойчивое равновесие и не позволяют
понастоящему усилить рубящий удар, эффективность которого определяется
движением кисти вниз. Полностью фронтальная стойка, принятая на вооружение
современными кэндоистами, также не согласуется с ханми , иначе стойкой
вполоборота, классического кэндзюцу, которая предпочтительна в начале схватки с
противником, поскольку защищает уязвимую область вокруг сердца. Но прямая
стойка, наблюдаемая в современном кэндо, дает кэндоисту идеальную возможность
для быстрого начала атаки и изменения ее направления, благодаря ровной
поверхности пола в додзё. Движение, начинаемое из традиционной стойки в кэндо,
обычно делается скользящим шагом, где отставленная назад нога с поднятой пяткой
позволяет хорошо чувствовать почву под ногами и тем самым удачно оттолкнуться в
момент атаки. Скользящий тип движения едва ли возможен на естественном грунте.
Тесным образом со стойкой и движениями мечника связано его защитное
снаряжение. В реальном бою средневековый рыцарь часто облачался в каттю ,
легкие, но прочные и подвижные доспехи; техника и тактика классического
кэндзюцу учитывают особенности такого рода доспехов. Что касается веса и
прочности, то современные доспехи лишь отдаленно напоминают доспехи боевые, и
движения современного кэндоиста менее скованны, и соответственно, форма и
исполнение приемов отличаются от тех, что были характерны для действий
средневекового рыцаря.
Важно также не забывать о последствиях замены настоящего меча мечом
бамбуковым (синаем). Синай ответственен за многое, что отличает технику
современного кэндо и делает его столь непохожим на классическое кэндзюцу. Синай
является имитатором меча, хотя может ли он служить хорошей заменой учебному
мечу — весьма спорно. По сути, это всего лишь круглая палка. Отсутствие веса и
сори (изгиба) вместе с исключительно длинной цука (рукоятью) требует
совершенно отличного, по сравнению с настоящим мечом, обращения для такого
оружия. Все эти факторы влияют на быстроту действий с синаем, а значит, и на
всю технику кэндо. Почти цилиндрическая форма делает синай в аэродинамическом
плане более обтекаемым по сравнению с настоящим мечом; а длина цуки позволяет
использовать синай как тэко , т.е. по принципу рычага, имеющего точку опоры,
что ускоряет движение острия, позволяя достичь немыслимой для боевого клинка
скорости. Синай идеально подходит для задач современного кэндо, но не реального
боя, и поэтому он должен быть безопасен в применении.
Имеется существенная разница между рубящим ударом настоящим мечом и
режущим ударом синаем в современном кэндо. Действие сравнительно прямой руки
при нанесении режущего удара посредством синая по выбранной цели вытекает из
представлений школы Итторю. Технике деятельного стиля в классическом кэндзюцу
это совершенно чуждо, ибо находящиеся в выпрямленном положении при совершении
настоящего рубящего удара руки не только не будут обладать достаточной силой
для придания пробивной мощи клинку, но и возможна травма локтевого сустава
самого мечника, что особенно верно в случае, когда меч с силой ударяет по
|
|