|
обладая его формой и весом. Оноха Итторю придерживалась такого же мнения, и
здесь синай был ограничен по длине одним метром, а весом не превышал полутора
килограммов; однако цилиндрическую форму клинка нельзя было изменить, не
преступая тот предел безопасности, который такая форма обеспечивала.
В эпоху Мэйдзи социальные условия сложились таким образом, что японские
граждане предпочитали западную культуру своей собственной. Классические
воинские искусства и принципы (пути), и даже синайгэйко, оказались не в
милости у широкой публики. И лишь нужды японских полицейских сил не дали
фехтованию на мечах полностью кануть в Лету. Созданные в 1874 году полицейские
силы были ответственны за поддержание правопорядка в то время, когда участились
волнения в обществе. Имя полицейского Союза Меча (Баттотай) стало широко
известным во время сацумского мятежа 1877 года. Полицейским мечникам удалось
сковать действия сацумских рыцарей из Дзигэнрю; подобное мастерство побудило
официальные власти принять на вооружение полиции в 1879 году бой на мечах.
Среди опытных мечников, нанятых полицией в качестве инструкторов, были
Мацудзаки Намисиро из Синкагэрю, Иэда Уманосукэ из Кёсин Мэйтирю, Сибаэ
Умпатиро, Ватанабэ Нобору и Нэйгиси Сингоро из Синдо Мунэнрю, Такао Тэссо из
Тэттюрю, Мицухаси Канъитиро из Тогунрю, Токино Сэйкисиро и Окумура Саконда из
Дзикисинкагэрю и Сингай Тадацу из Тамиярю.
Сакакибара также сделал многое для возрождения популярности фехтования на
мечах. При поддержке уважаемых мечников своего времени Сакакибара задумал
организовать поездку по Японии опытных мечников, которые бы показали бой на
мечах широкой публике. Сам план диктовался еще и профессиональными интересами,
поскольку многие наставники испытывали денежные затруднения, вызванные
обстановкой в стране. Правительство Мэйдзи одобрило план в 1873 году, и сама
поездка нашла отклик у публики. Но падение интереса к фехтованию на мечах
продолжалось.
Создание в 1895 году Дай Ниппон Бутокукай и образование в 1899 году
Бутокудэн оказало существенную поддержку классическим воинским искусствам и
принципам (путям), а также способствовало развитию синайгэйко жесткого стиля,
известного как гэккэн , «грозный меч». Учебные заведения более высокой ступени
предпочитали развивать то, что они именовали кэндо; в 1909 году была образована
университетская федерация кэндо. Это подтолкнуло правительство к тому, чтобы
ввести кэндо как предмет физического воспитания во все средние школы в 1911
году.
Многие авторитеты современного кэндо рассматривают эпоху Мэйдзи как время,
когда были попраны исконные ценности классического фехтования на мечах.
Пришлось пожертвовать духовной сущностью классического боя на мечах, чтобы
фехтование на мечах можно было приспособить к социальным нуждам. Кэндо, как и
гэккэн, использовалось милитаристами для подогревании национальных чувств в
народе в преддверии войны. Такое особое использование кэндо оказало
существенное влияние на рост его популярности и существо его техники.
Образование в 1928 году Дзэн Ниппон Кэндо Рэммэй (Всеяпонской федерации кэндо)
позволило произвести стандартизацию кэндо на национальной основе. Эта
организация обеспечивала техническое наблюдение за качеством подготовки
инструкторов, проводя периодические экзамены на право иметь степень и
преподавательскую лицензию, и устанавливала стандарты на технику и методы
обучения.
По мере того как Япония все больше склонялась к политике национализма и
империалистической экспансии, возрастала и значимость кэндо, но не как
воинского искусства, а как духовной дисциплины и формы физического воспитания,
направленной на сплочение японского народа вокруг общего чувства национальной
ответственности. Кэндо стало обязательным предметом во вех начальных школах в
1941 году. Но после поражения Японии во Второй мировой войне и ее оккупации
союзными войсками кэндо было запрещено. Последовавшее возрождение в 1948 году
расширило цели кэндо и смягчило саму технику, и в таком виде эта дисциплина
была воспринята международным сообществом как основа для создания здорового
вида спорта для всего народа.
Природа и задачи
Природа кэндо носит духовный характер. Кэндо, «путь меча», в своей основе
выражает волю преодолеть жизненные невзгоды, но значительно глубже этой задачи
коренится жажда человека совершенствовать собственный характер и жить достойной
жизнью.
Труднее всего к обычному современному человеку приходит понимание того,
что основная цель кэндо заключается не в овладении техникой. Меч — это всего
лишь средство совершенствования собственного духа, поддержания собственных
нравственных основ, углубления собственной личности и выработки нравственного
чувства. В идеях хэйхо (боевого искусства) школы Итторю, как их понимал
основатель школы Ито Иттосая (15601653), проповедуется, что лишенный цельного
нравственного характера человек не сможет достигнуть высот в фехтовании на
мечах. Все обучение должно быть направлено скорее на совершенствование духа,
чем на овладение техникой; и в этом процессе непременным залогом успеха
является открытость, искренность человека. Мечник, не придерживающийся
праведного поведения, преуспеет лишь в разрушении самого себя.
Кэнно синдзуй , иначе истинная задача кэндо, состоит в разрешении
жизненных проблем не обнажая меча. Такое направление мысли исходит из
дотокугавовских концепций, таких, как принцип мутэкацу (победа без помощи рук)
Цукахары Бокудэна (14901571) и доктрина муто (без меча) Ягю Тадзимано Ками
|
|