|
Позднее Момонои основал додзё Сигакукан в Эдо, где вел занятия противник
токугавского бакуфу, мечник Такэити Хампэйта из провинции Тоса. Такэда Сокаку,
которому суждено будет сыграть важную роль в становлении современных дисциплин,
был в ту пору подающим надежды молодым мечником, осваивающим стиль школы Оноха
Итторю. В 1874 году, в возрасте шестнадцати лет, он появился в Сигакукан и
побил Момонои в стиле синайсиай с применением синая.
С ростом популярности синайгэйко ширилась и волна протеста. Опытные
мечники были единодушны в своем мнении относительно того, что чрезмерное
упование в обучении на добывание очков в матчевых состязаниях типа сиай
разрушало само существо и цели классических кэндзюцу и кэндо; кроме того,
победить в матчевом поединке не то же самое, что одержать верх в реальном бою.
Но поскольку эти мнения высказывались лишь наиболее выдающимися бойцами на
мечах, сторонниками деятельного стиля, их было явное меньшинство. Обычный
мечник был вполне доволен занятиями в стиле синайгэйко, поскольку у него не
было прямого опыта общения с классическими методами деятельного стиля.
Оиси Сусуму (17981865) Был лучшим мастером синайсиай на острове Кюсю.
Начав заниматься в Синкагэрю, Оиси затем разработал свой собственный стиль и
основал Оиси Синкагэрю. Это был высокий, крепко сбитый человек. Он владел
особым приемом катадзуки , выпадом одной руки, столь мощным, что валил
противника с ног. Прежде всего его заботило то, как заработать очки в матчевых
поединках, и он является лучшим примером того, как крен в занятиях в сторону
сиай может привести к утрате духовных ценностей. Слава Оиси как бойца в
состязаниях типа сиай быстро облетела весь остров Кюсю, а то, что в схватках он
использовал синай чрезвычайной длины, стало легендой. Его синай доходил в длину
от четырех до шести футов, что давало ему значительное преимущество, когда он
делал свои выпады. Но не только своим необычайно длинным бамбуковым мечом Оиси
попирал исконные ценности кэндо. Он также смастерил мэн , иначе защитную маску
с выступающим решетчатым забралом, позволяющим отражать любые удары по голове;
мэнтарэ , свисающие обшлага маски для защиты плеч и горла, были очень узкими и
многочисленными, что пресекало всякую попытку противника ударом наотмашь или
тычком поранить голову Оиси.
Незаурядное мастерство Оиси помогло ему заработать денег. Он разъезжал по
Кюсю в стиле додзё араси (дословно «вызывая бурю в залах додзё»), сочетая в
своих действиях вызов и шантаж. Руководители додзё, которые посещал Оиси, если
бы приняли его вызов на сиай, были бы с позором на глазах у всех побиты, что
сопровождалось бы личным унижением и потерей профессионального престижа;
немногие ученики согласились бы остаться с посрамленным в сиай наставником. И
не желающие позора поражения от руки неистового Оиси наставники были согласны
щедро заплатить ему с той лишь надеждой, что он уедет и больше не вернется.
Стараясь доказать, что деятельный стиль боя на мечах превосходит обучение
в стиле синайгэйко, и выказывая свое презрение к Оиси, Отани вызвал последнего
на поединок. Используя такой синай, чтобы не травмировать противника, Отани
предпринял быструю атаку, и Оиси потерпел унизительное поражение, для чего
понадобился всего лишь один удар в деятельном стиле школы Дзикисинкагэрю.
Тиба Сюсаку, как и Момонои и Сайто, сильно уступал в мастерстве и Отани
и Оиси. Но он обладал хорошей техникой и поддерживал саму идею подготовки
учащихся к проведению матчевых поединков. Он превратил синайсиай в спортивное
состязание, по возможности выставляя мужчин и женщин, вооруженных деревянной
алебардой (нагинатой), против бойцов с бамбуковыми мечами (синаями). Публики
очень полюбились подобные поединки, она была готова платить за то, чтобы
увидеть в деле своих любимчиков. Сын Тибы, Эйдзиро (18321862), был знаменит
своими маховыми движениями одной рукой, держащей высоко над головой синай.
Выявив слабое место в обороне противника, он мог резким бичующим ударом своего
синая заработать очко в мачте. Такие жесты полюбились публике, которая
приходила на состязания прежде всего развлечься.
Другим верным поборником Дзикисинкагэрю и четырнадцатым верховным
наставником самой школы был Сакакибара Кэнкити (18291894), ученик Отани.
Сакакибара, хотя и не одобрял некоторые технические сторны синайгэйко, все же
ратовал за то, чтобы синай использовался в процессе обучения. Он не презирал
«мелкие» быстрые приемы, характерные для осторожного выжидательного стиля боя
на мечах. Когда ему приходилось тренироваться с теми, кто с помощью таких
приемов мог «затронуть» или «коснуться» его тела, Сакакибара отвергал подобную
тактику и пытался иппацу , «одним махом», решить исход схватки, нанося удар,
как если бы у него в руках был настоящий меч, а не просто бамбуковый меч. Сила
его удара стала хорошо известна после того, как он вместе с Момонои предстал
перед императором Мэйдзи в 1886 году и сумел наполовину разрубить шлем, доселе
считавшийся неуязвимым. Момонои не удалось сделать подобное. Одним из лучших
учеников Сакакибары был Такеда Сокаку, который присоединился к школе
Дзикисинкагэрю для совершенствования своего умения обращаться с мечом.
Отсутствие договоренности среди мечников эпохи Эдо относительно
стандартов для техники, методов обучения, тренировочной экипировки и снаряжения
и проведения поединков препятствовало в то время выработке истинно
национального стандарта для кэндо. Но необходимость в принятии приемлемых для
всех стандартов уже ощущалась. Школа Кобусё установила в 1856 году длина меча
синай в три сяку и восемь сун (примерно один метр десять сантиметров), но и
после этого длина меча синай продолжала оставаться больным вопросом. Находились
мечники, которые настаивали, что если современная форма боя на мечах — такая,
как кэндо , «путь меча», — должна развиваться на национальной основе, то и
основное оружие, используемое данной дисциплиной, синай, должно, по крайней
мере, не уступать по длине обычному мечу (примерно один метр), пусть и не
|
|