|
среди учащихся. Чтобы сделать занятия более безопасными, необходимо было
разработать защитное снаряжение, и первой известной школой, где к 1711 году
была решена подобная задача, явилась Дзикисинкагэрю. Ямада жаловался на
отсутствие боевого запала в действиях мечников, практикующих выжидательный
стиль кэндзюцу. Он не был уверен, что одно лишь освоение приемов посредством
кахо, без проведения хоть какоголибо реального боя, сумеет поддерживать на
должном уровне боевую выучку самого мечника. В своем собственном методе
обучения Ямада сделал кахо лишь первой ступенью овладения искусством боя на
мечах; он стремился к достижению реальных результатов самого поединка, которых,
по его мнению, не давало обучение посредством кахо. Поэтому он стал
экспериментировать с предметами защитного облачения, закрывающими голову и
предплечья. Учащиеся, облаченные в такого рода простые доспехи, могли со всем
пылом отдаться занятиям, не боясь получить травму. Последователи Ямада сделали
ношение защитного снаряжения обычным делом для занимающихся синайгэйко в школе
Дзикисинкагэрю. Многих молодых людей из самурайских семей привлекали занятия в
Дзикисинкагэрю, где они могли попробовать себя в учебном бою, представляя, что
они овладевают воинским искусством своих средневековых предков.
Наканиси Тюта (упоминается в 1751 году), поначалу будучи последователем
Оноха Итторю, основал свой собственный стиль боя на мечах в рамках своей
школы Наканисиха Итторю. Чтобы привлечь к себе как можно больше учеников,
Тюта последовал примеру школы Дзикисинкагэрю. Он первым усовершенствовал
мунэатэ (сейчас именуемый до ), нагрудник; он также улучшил котэ , иначе
защитные рукавицы, школы Оноха Итторю. Видоизмененный им синай стал легче и
надежней.
В XIX веке синайгэйко, практикуемый с использованием защитного
снаряжения, быстро стал завоевывать популярность. Его динамичность привлекала
больше, чем относительная статичность кахо, будь то классическое кэндзюцу либо
классическое кэндо; особенно это касалось выжидательного стиля. Поэтому тысячи
юношей посещали додзё.
Большие нагрузки при занятиях синайгэйко также требовали введения
щадящих методов тренировки, что привлекало пожилых людей. К середине XIX века
значительное число простого народа занималось синайгэйко. Более пятисот рю,
специализирующихся на синайгэйко, было создано усилиями самих простолюдинов,
которые увидели в синайгэйко представившуюся им возможность продолжить славную
традицию, до сих пор принадлежавшую исключительно рыцарскому сословию. Но само
изобилие возникающих рю более всего обуславливалось сугубо земными причинами.
Додзё боролись друг с другом за посещаемость своих залов, поскольку
многочисленность аудитории укрепляла не только престиж в обществе руководителя
додзё, но и его финансовое положение. Поэтому многие додзё неизбежно стали
потакать вкусам и желаниям занимающихся, отходя от строгих воспитательных
ценностей старых классических рю, направляющих усилия на духовное воспитание
своих последователей. Большинство занимающихся синайгэйко к концу эпохи Эдо
предпочитали готовить себя к спортивным поединкам, так что додзё в своей
деятельности в основном состязательной стороной обучения.
Бакуфу рассматривало синайгэйко как духовно ориентированную дисциплину,
а не как воинское искусство, и поэтому способствовало ее развитию. Синайгэйко
давала выход человеческой энергии, которая в противном случае могла быть
направлена в нежелательное для токугавского сёгуната русло. И все же в данном
случае логика подвела бакуфу, ибо, несмотря на разветвленную фискальную сеть,
не спускающую глаз со своих граждан, именно додзё стали рассадниками
антитокугавовских настроений. Искусные мечники зачастую оказывались втянуты в
запутанные политические интриги. Мы не можем подробно вдаваться в эту сложную
проблему, но вкратце затронуть некоторые общие ее аспекты, имеющие
непосредственное отношение к становлению современных дисциплин, и в частности
кэндо, будет и полезно, и поучительно. Сама возможность непринужденного общения
людей между собой, придерживающихся различных политических взглядов, которые
влияли на курс японского правительства, явилась существенным фактором сплочения
этих людей на основе того строя мыслей, который внушала им общая страсть к
искусству владения мечом.
Одним из выдающихся мечников в период, как раз предшествующий бакумацу,
упадку и падению токугавского бакуфу, был Отани Симосано Ками Сэйитиро
(17891844). Он имел высшую степень мастерства по системе мэнкёкайдэн, и его
высочайшее искусство принесло ему неоспоримую честь называться тёитирю ,
иначе непревзойденным мечником. Он стал тринадцатым главным наставником
Дзикисинкагэрю и возглавил Кобусё, правительственное высшее училище. Цельность
натуры Отани была столь же высокой, как и его мастерство владения клинком, что
свидетельствовало о глубине его духовного воспитания, достигнутой благодаря
продолжительным занятиям деятельным стилем классического кэндзюцу. Именно Отани
представил властям удела Мито будущего основателя школы Хокусин Итторю Тибу
Сюсаку (17941855), который впоследствии сделал кумитати (кэндзюцу) своей
школы официальным стилем боя на мечах в этому уделе. Тиба руководил додзё
Гэмбукан в Эдо и гордился тем, что собрал там пять тысяч учеников.
Одним из учеников Тибу был Сакамото Рёма, ронин из провинции Тоса. Сайто
Якуро (17991872) был искусным мечником, практикующим стиль школы Синдо
Мунэнрю. Он руководил додзё Рэмпэйкан в Эдо. Проповедуемые здесь учителями из
Мито, такими, как Фудзита Токо, Айдзава Сэйсисай и специалист артиллерийского
дела Эгава Тародзаэмон, антиправительственные идеи оказали влияние на многих
учеников. Наиболее замечательными из их числа были Кидо КОин и Такасуги Сюсаку
из Тёсю. Момонои Сюндзо (18261886) представлял Кёсин Мэйтирю; он владел
различными видами оружия, в свое время посещал правительственную школу Кобусё.
|
|