|
Одним из наиболее ярких представителей деятельного стиля кэндзюцу,
который повлиял на политическую и социальную историю Японии периода Мэйдзи,
является школа Дзигэнрю. Дзигэнрю основал Того Бидзэн но Ками (15631643), и
она была наиболее почитаемой среди средневековых рыцарей клана Сацума. Стиль
Дзигэнрю выражается в провокационнонаступательной тактике ведения боя, когда
мечник в любой момент готов поразить врага.
Однако на протяжении сравнительно мирных веков правления рода Токугава
возможности сразиться на поле боя по существу не стало, а обнажать меч в
уличных стычках без разрешения властей запрещалось. Поэтому в такой
относительно безмятежной социальной обстановке деятельный стиль кэндзюцу быстро
устарел, а вместо него сформировался новый, так называемый «выжидательный
стиль» боя на мечах. Его характеризовало «выжидательнонаблюдательное»
поведение воина, тактика сукио мицукэру , выявления слабостей (суки ) в
обороне противника, обусловленных его ошибочными действиями. Кахо явился
основным методом обучения и для выжидательного стиля кэндзюцу, но его арсенал
теперь составляли значительно менее динамичные, чем в деятельном стиле,
упражнения.
Социальные путы мирной эпохи Эдо раздражали многочисленных воинственно
настроенных мечников. Классическим примером такого недовольства может послужить
Ягю Дзюбэй (ок.16071650), одноглазый сын родоначальника линии Ягю в школе
Синкагэрю, Ягю Мунэнори (15711646). Дзюбэй был пламенной натурой и ярым
сторонником деятельного стиля в бое на мечах. Глубоко сожалея о том, что
выжидательный стиль в фехтовании на мечах стал находить все большее применение,
Дзюбэй добился разрешения у сёгуната проверить свое умение в поединке с
представителями выжидательного стиля. Бой должен был вестись на настоящих мечах.
Дзюбэй наугад выбрал семерых, стоящих группой, мечников, и, умышленно осыпая
их оскорблениями, к тому же презрительно плюя в их сторону, вынудил, чтобы они
на него напали. В последовавшей стычке Дзюбэй тяжело ранил двоих в плечо,
которые бежали, зажимая раны с хлеставшей оттуда кровью. Затем он убил одного,
остальные же спасли свои жизни бегством. Мастерство, продемонстрированное
Дзюбэем, доказало превосходство деятельного стиля над выжидательным и
одновременно создало ему славу выдающегося мечника; воодушевленная подобным
примером молодежь стала усердно овладевать секретами его мастерства.
И все же в последующие годы периода Эдо выжидательный стиль кэндзюцу
обрел невиданную популярность, это говорило о том, что к тому времени самих
возможностей проявить свой боевой пыл и мастерство у бойцов на мечах заметно
поубавилось изза политики сёгуната, сознательно пытающегося ослабить воинские
интересы рыцарей, направив их на литературное поприще. Поэтому преемники
классических рю, отстаивающих в свое время деятельный стиль кэндзюцу, стали
склоняться в сторону выжидательного стиля. И критерием хорошего владения мечом
стало то, с каким изяществом и величием боец демонстрировал свое умение.
Большинство школ, создаваемых с середины XVII века, развивались именно в этом
русле.
К середине XVIII века в распоряжении тех, кто хотел овладеть и
усовершенствовать свое мастерство в кэндзюцу, имелось три метода обучения
искусству владения мечом. Эти методы использовали: 1)настоящий клинок в виде
катана или тати ; 2)боккэн , иначе деревянный меч, и 3)синай , легкий учебный
меч. Реальный боя (синкэн сёбу ) или состязания (сиай ) проводились между
бойцами, одинаково вооруженными одним из трех видов оружия. Но на поединок с
настоящими мечами требовалось разрешение властей бакуфу, поэтому он не мог
войти в современную практику. Бой же боккэн был вначале дозволен властями,
многие рю охотно шли на организацию тарюдзиай , иначе состязаний между
мечниками различных школ. Но когда выяснилось, что подобные схватки почти
всегда заканчивались тяжелыми ранениями и увечьями их участников, а иногда и
приводили к смертельному исходу, сёгунат запретил проведение тарюдзиай.
Метод проверки степени владения оружием с помощью синая, именуемый
синайсиай , хоть и не мог сравниться с другими методами, дающими верную оценку
мастерства, но имеющими тяжелые последствия, с результатами единоборства
посредством настоящего меча или же боккэн, тем не менее он исключал тяжелые
увечья, смерть участников. занятия с синаем стали популярны, а сам метод
обучения боя на мечах посредством такого учебного оружия получил наименование
синайгэйко . Потерял свою значимость как метод обучения кахо, поскольку
предпочтение стали отдавать вольным занятиям, когда противники проводили
ожесточенную схватку, атакуя друг друга и соблюдая, однако, определенные меры
предосторожности. Синайгэйко явился прямым предшественником современного кэндо.
Самое раннее использование синая по традиции связывают с именем Хикиды
Бунгоро (ок.1537 — ок.1606), основателя Хикидырю (называемой также
Хикидакагэрю). Хикида изучал традицию школы Синкагэрю и увековечил себя как
один из си тэнно , иначе «четырех повелителей» меча; другими повелителями
считаются Ягю Тадзимано Ками из Синкагэрю, Курандо Марумэ из Тайсярю и Синго
Идзу из Хикидарю. Однако хикидовский синай оставался грозным оружием.
Твердость и вес делали его почти столь же опасным, как и боккэн. Камиидзуми
Исэно Ками (15081578), основатель Синкагэрю, и Ямада Хэйдзаэмон (ум.1578),
основатель Дзикисинкагэрю, также в своем обучении использовали синай. Но эти
великие мечники использовали синай для изучения приемов ведения боя; они не
рассматривали его в качестве постоянного средства обучения исключительно в
рамках синайгэйко.
Самые первые попытки использования синайгэйко в качестве постоянного
способа обучения бойцов на мечах были направлены на то, чтобы исключить травмы
|
|