|
Шекспир
Кэндо является самой старшей, более всего почитаемой и популярной из
современных дисциплин будо. В отличие от многих иных современных дисциплин
своей нынешней стандартизированной формой кэндо обязано усилиям не одного
человека, а коллективному опыту и умению многих людей; и средневековые рыцари,
и рядовые граждане оказали влияние на создание современного кэндо.
Ни классическое кэндо, как оно когдато было разработано и введено в
практику создателем школы Абэрю в XVII веке, ни кэндо в том виде, как его
практикуют сегодня, не являются ни воинским искусством, ни чистым видом спорта.
Наиболее видные представители современного кэндо считают, что это прежде всего
система духовной дисциплины; но некоторые присущие кэндо свойства позволяют
использовать его в целях физического воспитания, для спортивных состязаний или
атлетической подготовки, либо же в качестве оздоровительной системы. Но в самой
удивительной технике кэндо коренится тот дух, глубина и многогранность которого
может представить исконную природу кэндо обычному современному японцу,
недостаточно знакомому с кэндо, в совершенно искаженном свете.
Современное кэндо опирается на наследие классического японского боя на
мечах, которое, по крайней мере, столь же древнее, как сама история японской
нации; традиция относит истоки японского единоборства на мечах к легендарной
эре богов.
Безусловно, и боги, и люди, и их оружие — все то, что попадает под само
понятие «наследия», подвигло на создание современного кэндо. Хотя этот вид
единоборства облекли во вполне определенную национальную форму, именуемую
Ниппон Кэндо, лишь вскоре после Второй мировой войны, уже сотни лет назад был
выработан сам дух кэндо, создано снаряжение, развита теория и механика движений.
Буси , иначе средневековые рыцари, обращались со своими мечами в
соответствии с кэндзюцу (искусством наступательного боя на мечах), обеспечивая
покой и порядок в стране с IX по XVII век. Затем их власть стала достаточно
иллюзорной. От их имени стали править отличающиеся пестротой своего состава
букэ (военные семейства), привлекающие для этих целей самураев, лишь
номинально остающихся рыцарями. И тем не менее простолюдины продолжали
испытывать благоговейный страх перед ними.
Отчасти понять, почему меч был и остается для японцев главным оружием в
их стране, а также почему кэндо царствует среди физических дисциплин, нам
поможет одна характерная черта японского народа. Особенно японцы любят биться
на мечах на узкой площадке. В раннюю эпоху средневекового рыцарства военные
сражения разворачивались обычно в условиях, когда противоборствующие силы
находились в отдалении друг от друга. Прежде всего здесь прибегали к помощи
лучников, которые градом стрел осыпали противника из укрытий. Однако опыт
показал, что подобная тактика оставляла неясным исход боя. Поэтому
средневековый рыцарь изменил свою тактику. Он стал сражаться вплотную с
противником, как в кибасэн (конном бою), так и тохосэн (бою пешем), что
позволяло ему достигать вполне осязаемых результатов. Поэтому тактика дзантоцу
, иначе «сблизиться и ударить», характерная для действий средневекового рыцаря,
стала обычным способом ведения боя. Подобный стиль требовал оружия, которым с
помощью рук можно наносить уколы и удары. Одати , иначе длинный меч, оказался
наиболее подходящим для тактики дзантоцу, а кэндзюцу — ее наиболее эффективным
орудием.
Кэнго , иначе сильный и умелый мечник, обладал кэнги , или техникой
владения мечом, перед которой трепетала вся страна. Сами мечники не были лишены
и возвышенных устремлений. Неутомимо стремясь к совершенству в своем владении
многими видами оружия, они стали размышлять и о непреходящих ценностях.
Наиболее выдающиеся из их числа пытались увековечить и свое физическое
совершенство и собственные философские взгляды в создаваемых ими
формализованных системах приемов [ведения боя], которые оформлялись в виде рю ,
школ тех или иных воинских традиций. К моменту установления в 1603 году в
Японии токугавского сёгуната на ее территории уже существовали тысячи таких рю.
Каждая школа руководствовалась собственной философской доктриной, трактующей
бой на мечах с точки зрения духовной направленности его технических основ и
отношения к моральным принципам ведения боя, иными словами, задачам и
эстетическим нормам поведения воинов. Сами учения классических рю в огромной
мере влияли на умы и деяния как правителей токугавского бакуфу, так и тех, кто
восставал против власти в Японии рода Токугавы.
Каждый рюги , иначе стиль рю, в дотокугавовских системах классического
кэндзюцу служил средством защиты ограниченной группы людей в рукопашной схватке.
В такого рода кэндзюцу самооборона была важна в той мере, в какой это касалось
безопасности всей группы. Стратегические задачи обороны и наступления полностью
определялись принципом кобоити , то есть что нападение и защита суть одно и то
же. В кэндзюцу победа над врагом одерживается посредством исключительно
наступательной тактики, что заставляет противника, вынужденного отражать
атакующие действия, создавать суки , иначе бреши, в собственной обороне.
Поскольку правители дотокугавовской Японии давали моральное право мечникам
умерщвлять противника, то воины пользовались любой предоставившейся
возможностью для совершенствования того, что они считали «деятельным стилем»
фехтования на мечах; кахо , иначе использование комплексов формальных
упражнений, являлся основным методом обучения такого рода бою на мечах, а
синкэн сёбу (смертельный поединок) — единственным способом проверки мастерства
мечника.
|
|