|
(рукопашная схватка), вновь созданной современной дисциплины; кэндо и дзюдо
использовались для физического воспитания, и им была придана спортивная
направленность.
В 1950е годы стали набирать популярность среди японцев современные
дисциплины. В 1952 году был вновь открыт Бутокудэн, и, как прежде, это место
стало центром национального развития классических воинских искусств и принципов
(путей) и их современных аналогов. Генералы Кертис Б.Лемэй и Томас Э.Пауэр из
стратегического командования военновоздушных сил США, ревностные почитатели
дзюдо, способствовали общему подъему современных дисциплин в послевоенной
Японии. При содействии этих двух энергичных офицеров стратегическое
командование военновоздушных сил США утвердило программу военноприкладной
подготовки для собственного состава как в Японии, так и в США. Эмилио Бруно,
старейший представитель неяпонского дзюдо в Америке, стал ответственным за эту
программу, которая включала изучение и обучение методам самообороны и способам
выживания для военных летчиков, а также обучение самообороне подразделений
воздушной полиции и являлась программой физического воспитания и спорта для
всего состава стратегического командования военновоздушных сил США. Ведущие
японские представители современных дисциплин были привлечены для обучения и
показа своего умения в США. Первой подобной поездкой в 1953 году руководил
Котани Сумиуки из Кодокана.
Договор о безопасности, подписанный, как и договор о мире между США и
Японией, в один и тот же день в 1951 году, действует и до сих пор. После того
как в начале следующего года мирный договор вступил в силу, закончилась
оккупация Японии союзными войсками, и Япония вновь обрела независимость. Однако,
согласно договору о безопасности, США сохраняли в определенных районах страны
свои вооруженные силы в виде военноморских баз. И в Японии существует сильное
недовольство по поводу данного пакта. Те, кто домогается его отмены, зачастую
прибегают к таким насильственным действиям, что правоохранительным органам для
подавления беспорядков приходится идти на решительные меры. А поскольку
неприемлемые для центрального правительства политические требования могут
вылиться в грозящие внутреннему спокойствию страны беспорядки, Япония нуждается
в вооруженных силах, достаточных для поддержания правопорядка, для борьбы
против широкомасштабной подрывной антиправительственной деятельности внутри
страны.
Многие японцы опасаются возврата к военной диктатуре. И проблема
перевооружения Японии задевает за живое многих людей в мире, у кого свежи в
памяти все ужасы захватнических войн Японии. На внутриполитической сцене
перевооружение становится предметом самых жарких споров и источником
гражданских волнений. Левые и конституционалисты считают, что перевооружение
является прямым нарушением конституции, тогда как правые ратуют за него, считая
необходимым для того, чтобы избавиться от присутствия иностранных войск и баз
на японской земле. Большинство японцев, похоже, искренне надеются, что они как
нация будут содействовать благу человечества в мире без войн, и считают верным
для собственной страны следующее замечание: «Империя, пусть и вооруженная,
ратует не за войну, а за мир».
Подобные умонастроения среди широкой общественности в немалой степени
толкали правительство на то, чтобы подорвать значение классических воинских
искусств и предать их забвению. На место классических дисциплин правительство
пытается выдвинуть современные дисциплины, находящиеся под управлением
демократических национальных федераций. Хасэгава Нёдзэкан (род. в 1875г.),
известный журналист, сторонник либеральных демократических и социальных реформ,
писал в 1952 году в своей книге «Усинаварэта Нихон» («Утраченная Япония»): «Мы
не должны забывать, что спартанское, целенаправленное военное воспитание мешает
развитию человеческого разума и способствует проявлению инстинктивной,
неосознанной грубой силы воли. Оно толкало японских солдат на зверства, чинимые
на вражеской земле. Настоящая сила воли, достойная человека, не может быть
воспитана такого рода занятиями». Однако, несмотря на его благие намерения,
критика со стороны Хасэгавы «военного воспитания» не правомерна. Если он ставил
на одну доску и классические, и современные будо и будзюцу, то его доводы
несостоятельны. Ему не хватало понимания самой сути классических дисциплин,
поскольку он не был с ними знаком. И тем не менее его замечания оказали влияние
на существенную часть японской общественности, которой классические дисциплины
представлялись пережитками феодальной системы «военного обучения».
Современные дисциплины, наподобие кэндо и дзюдо, находившиеся под
патронажем отдельных национальных федераций, были широко популярны как в Японии,
так и за ее пределами в 1960е годы, в эти годы они стали иметь спортивную
направленность. Создание в Токио в 1964 году Ниппон Будокан (Зала японских
воинских принципов) сделало этот город важным центром по развитию современных
дисциплин. Росту популярности современных дисциплин способствовало проведение
чемпионатов мира по кэндо, а дзюдо помимо этого стало еще и олимпийским видом
спорта. Японцы придали сугубо спортивную направленность и каратэдо, по
которому также состоялись чемпионаты мира. Несмотря на нынешнюю тенденцию
использовать некоторые современные дисциплины в качестве «спортивных будо», в
самой Японии ширится протест против использования любой современной дисциплины
в спортивных целях.
Бывший заместитель министра промышленности Сахаси Сигэру, находящийся
ныне в отставке, но все еще имеющий влияние в правительственных кругах,
является искушенным знатоком айкидо, современной дисциплины. Он решительно
восстает против использования классических и современных дисциплин в спортивных
целях. Явно ощущается влияние ёмэйгаку в следующих его рассуждениях из книги
|
|