|
«Синно Будо» («Истинное будо»), опубликованной в 1972 году: "Очень немногие
японцы знают, что такое настоящее будо. Больше всего о нем пишут глубоко
начитанные лица, но не те, кто связан непосредственно с будо. Теория царит
всецело в умах этих писателей, но их телам не хватает опыта, а посему им
недоступно понимание будо… Будо не спорт. Оно коренится в бу , отточенном
умении, необходимом в боевых рукопашных схватках, поднятых до уровня до , пути,
которым необходимо следовать человеку… Будо стремится посредством бу выявить
предназначение человека в жизни. Однако бу всего лишь первый шаг на пути к
сатори [просветлению], конечной цели. Сатори невозможно выразить словами, а
только действиями… Только опыт, как заметил Миямото Мусаси в своей книге
«Горинно Сё» («Книга пяти кругов»), имеет значение. Как раз танрэн (закалка),
тайна успешного обучения, означает, что неустанное обучение в течение всей
жизни является путем самосовершенствования [сатори]".
Сахаси утверждает, что правильно ведущееся обучение будо развивает такое
личное качество, как сунао (дословно: простой и прямой), т.е. способность
относится к людям в соответствии с тем, что они говорят и делают. Но он также
подчеркивает умение избавляться от кодавари (дословно: предубежденность,
предвзятость) как черты характера, что достигается занятиями классическими
дисциплинами; это способность преодолевать нежелательные сознательные
привязанности, превращающиеся в предубежденность. Сахаси призывает японскую
молодежь воспитывать себя в истинном духе будо с тем, чтобы достичь
умиротворенности сознания. Если обучение будо ведется в классическом стиле, то,
как полагает Сахаси, подобные занятия идеально подходят для всех граждан, чтобы
научиться сначала умению «открыть» собственное сознание, затем его «направить»
и, наконец, «заставить слушаться». Дальше он утверждает, что многое, именуемое
сегодня будо, вовсе таковым не является. Настоящее будо, говорит Сахаси, "учит
человека находиться между жизнью и смертью и обучает разум. Дзюдо и кэндо [в
том виде, в котором они трактуются сегодня] не являются настоящими будо. Они
[представители современных кэндо и дзюдо] должны усвоить дух классических
дисциплин, а не чисто спортивный дух. Техническая сторона не должна заслонять
духовность будо. Ведущееся должным образом обучение формирует хонтай
(дословно: сущность), которой является нравственность. Формирование
нравственного стержня ведет к нравственному поведению человека и способствует
благу всего человечества… Если тело и дух в согласии, то нравственность исходит
от человека естественно, как цветок развивается из бутона".
Часть вторая. СОВРЕМЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
Глава третья. Основные черты
О, подражателей рабское племя…
Квинт Гораций Флакк, 658гг. до н.э.
Современные смежные дисциплины могут быть охарактеризованы поразному.
Для традиционалистов и тех, кто смотрит на классические будзюцу с точки зрения
реального боя, современные дисциплины представляются не чем иным, как ослом в
тигриной шкуре. Сторонник духовно ориентированных классических будо, возможно,
видит в современных дисциплинах дерзкую, чудовищную подделку с пустым
содержимым. И напротив, приверженцы современных дисциплин склонны рассматривать
классические будзюцу как жестокие и давно отжившие методы кровопролития, а
классические будо как средства, дающие возможность человеку забыться,
предаваясь глупым прихотям. И они предлагают, как более достойное приложение
человеческим силам, современные дисциплины, представляющиеся им маятниками
материального прогресса, указующими пути достижения благих социальных целей.
История современных дисциплин начинается после свержения токугавского
бакуфу в 1869 году. В то время, как мы видели, Япония была охвачена
модернизацией. Нация вдруг осознала всю непрочность своих оборонительных
редутов, трещавших под натиском внешнего мира, увидела, как подорвана ее
экономика и сколь запутаны ее социальная и политическая системы. Были
поставлены под сомнение сами традиционные институты, так что лидеры
правительства Мэйдзи со всей революционной решимостью взялись восстанавливать
национальное и культурное единство страны. В борьбе между консерваторами и
прогрессистами верх одержали последние, считавшие, что почти все классические
будзюцу давно устарели и не способны защищать государство. Вскоре на смену
будзюцу, являвшимся национальной формой обучения личного состава вооруженных
сил, пришли более передовые западные военные и морские методы и технические
средства, которые лучше подходили Японии для проведения ею внешней политики
империалистической экспансии.
Хотя правительство и признало непригодность будзюцу как воинских искусств
и руководствовалось этим в своей политике, тем не менее эти дисциплины не
умерли. От полного исчезновения их спас свойственный им романтический ореол,
изза которого, будучи в меньшинстве, консерваторы и ратовали за сохранение
свойственных средневековому рыцарю достоинств в характере современного человека.
Классические будо, как духовно ориентированные дисциплины, совершенно не
касались сторон ведения реального боя и выступали против набиравшего силу
раскрепощения личности в эпохи Мэйдзи и Тайсё, а поэтому и не получили широкого
распространения. Прежде всего эти дисциплины, как ни странно, пришлись не ко
двору не только нерадикальной группе консерваторов, но и радикалам и
|
|