|
действий насилие, поскольку оно подрывает национальное достоинство и превращает
своих последователей в «диких зверей». В любом случае, насилие не является
признаком истинной доблести — она прежде всего характеризуется благородством и
качествами, способными «завоевать любовь и уважение окружающих». Так что самая
благородная добродетель оказывается исключенной, если не считать того, что она
подспудно присутствует в самом определении доблести, отваги в «Наставлениях»; в
таком виде она лишь частично отражается в том, что «Хагакурэ» именует «утробой,
полной милосердия». Именно тайги , иначе «великая справедливость», выдвинутая
Ямагой Соко, является в «Наставлениях» идеалом выполненного долга, который
характеризуется настоящей верностью, к примеру, данному комуто слову.
«Наставления» также требуют от воина Мэйдзи тщательно обдумывать
последствия своих действий до их свершения. С этой точки зрения «Наставления»
тоже отличаются от предписаний «Хагакурэ», где рациональный расчет является
выражением трусости. То значение, которое Ямагата усматривает в необходимости
для воина вести скромную жизнь, вытекает из его утверждения, что национальная
честь будет покрыта несмываемым позором, если воины изза своей беспутной жизни
станут корыстными и себялюбивыми, опустившись таким образом «до самой последней
низости», вполне заслуживая «презрения всего мира». Ни одна из классических
разновидностей бусидо не станет возражать против этого.
Воплощение мечты Мэйдзи
Задача Японии превратиться в фукокукёхэй и тем самым обрести
собственное национальное достоинство в глазах западных держав была полностью
решена в последние два десятилетия эпохи Мэйдзи. Военные задачи государства при
Ямагате продолжали касаться самостоятельности и безопасности в своих
собственных внутренних водах; однако собственные географические границы
определялись стратегическими факторами и основывались на островном положении
Японии по отношению к континентальной Азии. Желание Японии, чтобы с ней
считались как с сильной державой, носило чисто националистический характер.
Даже когда армия и флот одержали ошеломительную победу над Китаем в борьбе за
Корею в китайскояпонской войне 18941895 годов, Япония еще была далека от
шовинистических идеалов территориальной экспансии.
Затем еще дважды в течение десяти лет, вскоре после непродолжительной
войны с Китаем, сформированная из призывников армия Мэйдзи воевала на чужой
территории, участвуя в подавлении восстания боксеров (18981901) и в
русскояпонской войне (19041905). Военное участие Японии в подавлении
восстания боксеров было чисто оборонительным, ее войска защищали жизнь и
имущество японских и западных дипломатических миссий от фанатично настроенных
китайцев, которые оказались вовлеченными в династическую борьбу и которые
поклялись «содрать кожу с убитых иностранцев». Русскояпонская война велась с
целью остановить территориальную экспансию России в Маньчжурии. В обоих этих
непродолжительных столкновениях, как и в споре с Китаем, воины Мэйдзи показали
себя с наилучшей стороны. Их храбрость и военная выучка принесли им самим и
японскому государству уважение и почет со стороны всех западных держав. Воин
Мэйдзи благородно придерживался высоких нравственных норм в бою, чем вряд ли
могла бы похвастаться любая другая держава того времени. Здесь угадывалась
сильная рука Ямагаты и его влияние на само поведение солдат. Бусидо,
проповедуемое Мэйдзи и именуемое такими писателями, как Нитобы Инадзо
(18621933), «людской закваской», представляло собой синтез нравственных
качеств, успешно привитых воинам того времени. Теория и практика в таком бусидо
превратились в гармоничное целое. Поэтому в самой Японии мало бы нашлось людей,
кто назвал бы задачи императорской армии и флота нравственно ущербными.
Основание в 1895 году общества Дай Ниппон Бутокукай (Всеобщей японской
ассоциации воинской доблести) в городе Киото внесло существенный вклад с дело
сохранения классических воинских дисциплин. Основанный в 1899 году вблизи
Хэйанского храма в Киото Бутокудэн (Зал воинской славы) стал штабквартирой и
главной тренировочной базой ассоциации. Бутокудэн возглавляли ведущие
представители воинских искусств и принципов. Найто Такахару, мастер боя на
мечах школы Хкусин Итторю, знаменитой своим воинским духом, был избран
верховным наставником и учителем секции, изучающей кэндо; Исогай Хадзимэ,
выдающийся представитель дзюдо, был назначен верховным наставником и учителем
секции, изучающей эту дисциплину.
Поощряя освоение классических дисциплин, лидеры ассоциации Бутокукай
также подчеркивали растущее значение кэндо и дзюдо в общей системе воспитания
граждан. В 1906 году они приступили к популяризации этих современных дисциплин
по всей Японии. Прославленные знатоки собрались в Бутокудэн для обучения
различным дисциплинам, а периодически созываемые технические комиссии проводили
под их началом стандартизацию технических приемов и методов тренировок.
Созданная в 1911 году школа Дай Ниппон Бутокукай Будзюцу Сэммон Гакко (Школа
воинских искусств Всеобщей японской ассоциации воинской доблести) предоставила
работу ведущим специалистам и стала основным важным центром по воспитанию
настоящих знатоков и классических, и современных дисциплин. Расширению
популярности кэндо и дзюдо среди японцев в большой мере способствовала и
директива Министерства образования от 1911 года, когда кэндо и дзюдо стали
обязательными предметами в средних школах на всей территории страны; все
мальчики должны были заниматься той или иной дисциплиной. Это было первое
официальное признание со стороны властей важности современных дисциплин в деле
воспитания японских граждан.
|
|