Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Путь Воина (Буси-До) :: История боевых искусств :: Донн Дрэгер - Современные будзюцу и будо
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
чувство общности». Кидо Коин также резко отзывался о гумин , иначе 
невежественной толпе, чуждой патриотизму и просвещению. Муцу Мунэмицу 
(18441897), сын воспитанного в традициях кокугаку  самурая из Кии (ныне 
префектура Вакаяма), который впал в немилость токугавского бакуфу изза 
финансовых неурядиц, воспитывался в духе конфуцианства. Муцу не любил 
лицемерить, предпочитая открытый и даже нелицеприятный обмен мнениями. 
Незаурядные способности позволили ему в 1883 году, после пятилетнего тюремного 
заключения за участие в антиправительственном заговоре, подготовленном бывшим 
ронином из удела Тоса, занять пост министра иностранных дел, и в этой должности 
сыграть заметную роль в китайскояпонской войне (18941895).
      Среди знакомых Муцу были Айдзава Сжйсисай, Кидо Коин, Итагаки Тайсукэ, 
Гото Сёдзиро и Сакамото Рёма (18351867), последний был ронином из Тоса. 
Сакамото оказал огромное влияние на формирование мировоззрения Муцу. Хотя 
последний и считал Сакамото «сумасбродом и невеждой», именно у него Муцу 
научился ценить упорство в любом деле. Сакамото обладал мэйкёкайдэн о владении 
мечом школы Хокусин Итторю. В результате упорных занятий фехтованием он 
научился достигать поставленных целей, даже когда его первоначальные попытки 
заканчивались провалом. «Никогда не отчаивайся перед неудачей» и «не падай 
духом в беде» — такими словами напутствовал он Муцу.
      Годы, проведенные в тюрьме, дали Муцу время поразмышлять о низком 
общественном мнении относительно военных Мэйдзи. Чтобы както выправить 
положение, он предложил повысить им жалованье; он пытался воспитать в каждом из 
них чувство гордости за принадлежность к вооруженным силам, ратовал за занятия 
спортивными единоборствами и обязательное обучение классическим воинским 
искусствам и принципам.
      Ямагата Аритомо, новый начальник штаба вооруженных сил, также остро 
ощущал низкий уровень нравственности, не только во всех слоях общества, но и в 
самой армии. Таким образом, по мнению Ямагаты, целью всеобщей воинской 
повинности было «превращение простолюдина в самурая». Сам этот процесс должен 
был превратить солдата Мэйдзи в профессионального воина, морально и технически 
готового выполнить свой долг перед нацией. Благодаря воспитанию технических 
навыков и моральных качеств солдат должен занять достойное место в собственной 
стране, и он будет достоин уважения за взятую на себя ответственность по защите 
государства. Но многое препятствовало такого рода шагам.
      Введение всеобщей воинской повинности требовало от всех призывников 
перестройки сознания. Бывшие самураи склонны были рассматривать саму привилегию 
носить оружие исключительно наследственным правом, и то, что им придется 
делиться этой честью с простолюдинами, уязвляло их самолюбие. Не многие 
экссамураи готовы были признать ровней себе грубых и невоспитанных крестьян, 
не имеющих никакого представления о традициях средневековых рыцарей. Кроме того,
 простолюдинам была чужда воинская дисциплина, а их различные социальные корни 
не способствовали формированию общих устремлений, что играло первостепенную 
роль в воинской жизни. Ямагата пытался слить бывших самураев и простолюдинов в 
одно гармоничное целое. Он полагал, что бусидо составит общую нравственную 
основу для новой армии. «Донеси мы эту мысль до всех военнообязанных», — 
размышлял он, — «и бывшие самураи проникнутся гордостью за собственное участие 
в возрождении идеалов средневекового рыцарства, которым они преданы; 
простолюдины также осознают, что своим участием в создании новой армии они 
поднимут свою социальную значимость до уровня самих рыцарей».
      Ямагата в своем «Наставлении вооруженным силам» от 1878 года повторяет 
принципы токугавского бусидо, где особо выделялись преданность, храбрость и 
послушание; к ним было также присовокуплено человеколюбие в понимании Кайбуро 
Эккэна (16301714), неоконфуцианского самурая из хана Курода. Но, ощущая 
необходимость в переакцентировке самих рыцарских добродетелей, Ямагата добился 
принятия «Императорских наставлений солдатам и матросам» от 1882 года, 
содержание которых он сделал достоянием общественности, чтобы повысить престиж 
императорской армии. Этот документ содержал те нравственные нормы, которыми 
должны были руководствоваться в своих действиях солдаты и матросы вооруженных 
сил Мэйдзи. Ямагата рассматривал пять статей «Наставлений» в качестве «великого 
принципа небес». Кратко эти статьи можно выразить следующим образом:
      
    Преданность — первостепенный долг.
    Уважать начальников, почитать старших.
    Должно ценить отвагу.
    Следует ставить высоко верность и справедливость.
    Жить нужно просто.
      
      Конфуцианский дух пронизывает «Наставления», как и все более старые 
классические интерпретации бусидо. Но Ямагата фактически переиначил 
классические бусидо или же, по крайней мере, изменил приоритеты. Отличительной 
чертой вышедшего из рук Ямагаты бусидо является смиренный тон. В первую очередь 
упор делается на скромность, самоограничение и умеренную отвагу, а не на 
примирение с неизбежностью смерти и поощрение безоглядной отваги.
      Преданность (лояльность), «первостепенный долг» воинов Мэйдзи, должна 
быть беззаветным рвением, которое и определит участь самой нации. В этом плане 
сам долг становится «тяжелее горы, тогда как смерть оказывается легче перышка». 
«Наставления», таким образом, перекликаются с «Хагакурэ», с его акцентом на всю 
тяжесть смерти, но идут вразрез с тем типом бусидо, где Хагакурэ явно выражает 
мысль о том, что долг необходимо «нести легко», чтобы рыцарь мог «чувствовать 
себя раскованно». Как явствует из «Наставлений», необходимо изгнать из своих 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-