|
христианство. Весьма характерно, что эквивалентность таких понятий,
как «волк», «изгнанник», «находящийся вне закона», «преступник», «злодей»
присуща текстам средневековой эпохи. В более ранних источниках этого нет.
Группа песьеголовых не существовала отдельно от лангобардского народа. И
престиж ее среди лангобардов был достаточно высок. Это определялось прежде
всего тем, что в трудную минуту они спешили на помощь своему народу. Только
несколько веков спустя опасных сородичей начали изгонять за пределы
гражданского общества. В итоге возникла новая обособленная группа, в состав
которой входили воины-звери и изгои. Этот процесс нашел отражение в
скандинавских источниках. По ним видно, как постепенно происходило сближение
терминов «берсеркр» (т.е. воин-зверь) и «викинг» (т.е. изгой). Начиная с XI
века оба этих термина употребляются только в негативном смысле.
В конце концов христианство стало изображать человека-зверя как существо,
одержимое бесовскими силами. В саге о Ватисдале рассказывается, что прибывший в
Исландию епископ Фридрек обнаружил там много берсеркров. Их описание дано
вполне в традиционном духе. Они творят насилие и произвол, отнимают женщин и
деньги, а если им отказывают, то обидчика вызывают на поединок и убивают. Они
лают, подобно свирепым псам, вгрызаются зубами в край своего щита, ходят босыми
ногами по раскаленному кострищу, даже не пытаются хоть как-то контролировать
свое поведение. По отношению к основной массе населения они уже самые настоящие
изгои, их деятельность совершенно несовместима с обществом. Короче говоря, все
изменилось по сравнению с теми временами, которые описывали Тацит, Павел Диакон
и авторы ранних саг. По совету новоприбывшего епископа берсеркров стали
отпугивать огнем (словно самых настоящих волков!) и забивать насмерть
деревянными кольями (ибо считалось, что «железо не уязвляет берсеркра»), а тела
сбрасывать в овраг без погребения...
В свете всего сказанного вряд ли сравнение некоторых рыцарей Средних Веков с
бешеными псами или волками-оборотнями покажется плодом поэтического
преувеличения. Волки, медведи, львы, столь характерные для средневековой
геральдики, оказывается, не были безобидным украшательством. В них проглядывал
древний ужасный смысл. Они символизировали тех, кто когда-то были зверями.
|
|