Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Путь Воина (Буси-До) :: История боевых искусств :: Базлов Г.Н. - "Как возникла капоэйра?"
 [Весь Текст]
Страница: из 6
 <<-
 
Вступление. 

В конце 90-х годов на глаза попался фильм, где фрагментом промелькнула запись 
капоэристской роды. Понравилось. Ряд движений напоминал известные мне русские 
способы боя на нижнем уровне и пляску вприсядку, свойственную всем 
восточнославянским народам. Тогда было мало материалов по капоэйре и мне не 
довелось более подробно познакомиться с заинтересовавшей меня бразильской 
боевой пляской. 

В марте 2000 года моим друзьям удалось организовать экспедицию в Бразилию, с 
целью изучить обрядность капоэйры и пособирать бытующие в среде капоэристов 
предания и мифы. Меня пригласили принять в ней участие. Так же мы хотели узнать 
мнение бразильских исследователей о происхождении капоэйры. 

Посетив несколько род в разных федерациях капоэйры, мы не удовлетворили своего 
любопытства. Как и в любом спорте, традиции были сильно выхолощены и 
модифицированы в угоду современной моде на восточные единоборства. Вскоре нам 
удалось отыскать в Рио, группировку из фавелы Росини, которую тренировал 
27-летний негр Лусио с драковым именем Бенсалини. В этой фавеле проживает около 
полумиллиона человек, большинство из них не зарегистрированы государством, не 
умеют читать и писать, ни где не работают и балансируют на грани закона, а 
зачастую постоянно его преступают. Фавелы не посещаются людьми из города. Даже 
полиция не решается входить в фавелы. Там свои законы и своя власть. 

Таким образом, в Рио есть целый мир, где воедино спаяны нравы уголовной среды и 
древние капоэристские традиции. Капоэйра очень долго была вне закона и также 
как за практику бузы, за занятия капоэйрой, сажали. 

Подружившись с Бенсалини и Баригой, мы получили редкую даже для бразильского 
исследователя возможность беспрепятственно навещать фавелу и рассматривать 
традицию капоэйры в её естественной среде. Схожесть ряда черт в капоэристских 
обычаях и в традиции русского боя "вприсядку", побудили меня к перечислению 
этих совпадений на бумаге и к размышлению над возможностью кросс-культурных 
взаимодействий этих двух боевых традиций. Распространённое предание об 
Африканском происхождении капоэйры меня совершенно не устраивало (об этом в 
статье), к тому же Бразильские исследователи пришли к единодушному выводу, что 
капоэйра могла сложиться только в Бразилии. Стремление привести в логический 
порядок противоречивые впечатления от бразилькой экспедиции стали причиной 
этого очерка. 

Предложенная нами история происхождения капоэйры, на наш взгляд, логичней 
других доступных нам преданий и публикаций на эту тему. А отвергнуть или 
принять нашу точку зрения - это право читателя. 

Базлов Григорий. 2001 г. 



--------------------------------------------------------------------------------

Поиск предпосылок происхождения боевого искусства - капоэйры в среде 
бразильских рабов, связан с рядом серьёзных проблем. Можно даже сказать, что на 
сегодняшний день не существует ни одной логичной теории возникновения этого 
вида борьбы. 

Бразильские негры-капоэристы считают, что её привезли из Анголы вместе с рабами,
 что мало вероятно. Дело в том, что западная тропическая Африка: Ангола, 
Камерун, Нигерия, Конго - это страны с весьма консервативной традиционной 
культурой, а вследствие этого с высокой степенью сохранности всех фольклорных 
форм. Именно из этих стран возили рабов в Бразилию, однако, современные 
этнологические исследования этого региона, предпринятые учёными, в том числе и 
бразильскими, не дали ни каких обнадёживающих результатов - там нет подобных 
боевых танцев, нет и аналогичных систем боя. 

Наиболее близкий боевой танец, существующий в западной Африке и сохранившийся в 
практике капоэристов в Бразилии - это "Макулеле". Он безусловно сыграл роль в 
формировании лица современной капоэйры, это и есть африканский вклад в развитие 
бразильской системы. Но его движения, ритм и рисунок принципиально различаются 
с капоэйрой. 

Макулеле - это танец с двумя "факао" (длинными ножами для рубки тростника) или 
с двумя "бастао" (палками длинной с предплечье), этим оружием пляшущие наносят 
ритмичные удары по палкам или ножам партнёра, в промежутках между ударами 
делают какие - либо танцевальные "па" (подобные конструкции плясового обряда 
встречаются в мире широко: и у славян, и у кавказцев, и в Китае). В макулеле 
практически отсутствуют прыжки, нижние удары и подсечки из положения "на 
корточках". Иногда капоэрист пляшущий макулеле, вставляет в танец движения из 
капоэйры, но они не характерны для исходной формы макулеле, это просто перенос 
плясуном двигательных форм из одной традиции в другую. Ещё одна немаловажная 
деталь, макулеле не пляшут под "биримбао" - священный инструмент капоэйры, если 
бы корни капоэйры были в макулеле, то и этот танец сопровождался бы игрой на 
б
 
 [Весь Текст]
Страница: из 6
 <<-