Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Путь Воина (Буси-До) :: История боевых искусств :: Базлов Г.Н. - "Как возникла капоэйра?"
<<-[Весь Текст]
Страница: из 6
 <<-
 
римбао. Кстати говоря, точного эквивалента биримбао в Африке не найдено. 
Биримбао - это, по выражению капоэристов, "сердце капоэйры". Инструмент 
выглядит как лук (с одной тетивой), но вместо жил для тетивы теперь берут 
струну из велосипедного колеса, поверх струны и палки надевается резонатор 
(специально выделанная тыква, напоминающая скорлупу большого ореха), на гриф 
навязывают ленточки с написанными христианскими молитвами (их обычно привозят 
из Байи). По струне бьют палочкой и ритмично глушат её звон, дотрагиваясь до 
струны камнем, а резонатор одновременно то отводят от живота, то прижимают. 

Выходя в круг на бой, капоэрист сначала крестится, а потом с почтением 
дотрагивается до биримбао, только после этого идёт в игру. Безусловно, такой 
важный боевой музыкальный инструмент - конструктивный элемент боевого обряда, 
перекочевал бы из предтечи в капоэйру, однако в макулеле его нет. Из всего 
вышесказанного следует вывод: Африка не является родиной и истоком капоэйры, т.
к. её вклад в эту традицию ограничивается некоторой этнокультурной эстетикой в 
пластике, музыке и жесте. Само собой, что основные носители боевой культуры 
капоэйры: бразильские рабы - негры привнесли в эту систему свой национальный 
колорит, боевой опыт, свои обычаи и верования. Но как мы уже выше говорили, 
этот африканский вклад не является структурообразующим и исходным, он был 
вторичен, и появился не в Африке, а в Южной Америке - в Бразилии. 

Можно предположить, что другим возможным истоком этой бразильской борьбы могли, 
вероятно, быть традиционные боевые системы южноамериканских индейцев. 

От Североамериканских Великих равнин до Амазонии и бассейна реки Парана, в 
известных нам индейских боевых приёмах иногда используются удары ногами во 
время стойки на двух и одной руке, типа "колесо". Можно было бы допустить, что 
эти боевые движения были переняты беглыми неграми-рабами у местных племён и 
включены в боевой пляс, но и такое предположение не особенно помогает нам в 
объяснении происхождения капоэйры, так как прочие боевые движения бразильской 
борьбы, такие как, удары ногами и, особенно, бой "вприсядку", не характерны для 
известных нам на сегодняшний день индейских боевых танцев и способов боя. На 
наш взгляд, на формирование современного лица бразильской борьбы, индейского 
влияния было ещё меньше, чем африканского. Да и было-ли? 

Влияние индейских традиций на боевое искусство бразильских рабов было 
минимальным потому, что уже в 1755-1758 г.г. рабство индейцев было бразильским 
законодательством отменено (для сравнения: доставка африканских рабов в страну 
началась с 1538 г., а спустя 217 лет индейцы и негры оказались в состоянии 
социального неравенства). 

В пальмовой республике Палмерес - крупном независимом центре беглых рабов (1630 
-1697 г.г.) штата Алагоас, (именно этому месту бразильское предание приписывает 
первородство капоэйры), индейцы находились у негров на положении рабов, более 
того, метисы и индейцы составляли основную массу рабов, а, следовательно, ни о 
каком взаимном творчестве рабов (индейцев) и рабовладельцев (негров) не могло 
быть и речи. Правда, рабы доказавшие свою верность республике в битвах с белыми,
 получали от Палмерес "вольную", но даже освобождённые индйцы занимали самую 
низкую социальную ступень в этой бразильской "вольнице". Расовая нетерпимость 
доходила до того, что свободным индейцам запрещалось посещать негритянские 
религиозные собрания и народные праздники, что уж говорить о "РОДЕ" - боевом 
обряде капоэристов. 

Довольно низким положением пользовались в Палмерес и "кафузо" -дети от браков 
индейцев с неграми. 

Из-за особенностей бразильского законодательства о рабстве и нетерпимого 
отношения негров к индейцам, те практически всегда принимали сторону белых и 
участвовали в сражениях и охоте на беглых рабов. И по сей день песни 
бразильских негров называют индейцев предателями и коварными изменниками. 

Такое состояние глубокого расового отчуждения вряд ли могло создать среду для 
возможной передачи индейской боевой традиции неграм, да и следов этой передачи 
нам в капоэйре обнаружить не удаётся. 

Колонизация Бразилии португальцами началась с 1530-го года, сначало поселилось 
400 колонистов, а уже к концу XVI-го века появились плантации кофе и сахарного 
тростника. Регулярная доставка рабов началась примерно с 1538-го года, а с 
начала XVII-го века в страну ежегодно ввозилось в среднем около 44-х тысяч 
рабов из Африки. Наибольшее количество рабов шло из западной Африки: Ангола, 
Нигерия, Конго, Камерун. Особо ценились рабы из северной Африки, находящейся 
под влиянием исламского арабского мира, этих рабов чаще использовали в качестве 
прислуги, считалось, что они сообразительнее и культурнее. Рабов из западной 
Африки направляли на плантации, учитывая их силу и выносливость. 

Для профилактики неповиновения и во избежания восстаний рабов, трудовые 
коллективы старались комплектовать из разных этнических групп, языковой барьер 
был довольно сильным препятствием к объединению. Различные языки, праздники, 
обрядность, песни и танцы, бытовые обычаи, традиции социальных отношений - были 
почти непреодолимым препятствием на пути к формированию единой рабской культуры.
 

Ещё одним фактором, мешавшим складыванию общей, передаваемой из поколения в
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 6
 <<-