|
— Слуга, но не официальный.
Сукэкуро строго посмотрел на Усиноскэ.
— Отвечай, почему ты сбил мальчика и хотел убежать. Говори
правду!
Прежде чем Усиноскэ открыл рот, вмешался Иори. Он все еще не мог подняться.
— Это был поединок! Мы сражались, и я потерпел поражение, — крикнул он.
Растерянный Усиноскэ пробормотал:
— Я не знал, что циновка его. Я просто подобрал ее.
Взрослые, переглянувшись, рассмеялись. Не прояви они выдержанности, детская
забава переросла бы в кровопролитие. Выйдя из храмовых ворот, Гонноскэ и Иори
повернули налево, Сукэкуро и Усиноскэ — направо.
— Эта дорога к замку Коягю? — спросил Гонноскэ.
Сукэкуро поговорил о чем-то с Гонноскэ, и они вместе подошли к Хёго.
— Дела плохи, — вздохнул Хёго. — Вот если бы вы пришли три недели назад,
когда Оцу не уехала в Эдо к Мусаси.
— Его нет в Эдо, — сказал Гонноскэ.— Никто не знает, где он.
— Как же она теперь в чужом городе? — вымолвил Хёго, сожалея, что вовремя
не остановил Оцу.
Иори едва сдерживал слезы. Ему хотелось уйти куда-нибудь подальше и
выплакать свое горе. Когда они с Гонноскэ шли сюда, он без умолку говорил о
встрече с сестрой.
Усиноскэ подошел к мальчику и положил ему руку на плечо.
— Ты плачешь?
— Нет, конечно! — покачал головой Иори, хотя лицо его было мокрым от слез.
— Знаешь, как выкапывать дикий картофель?
— Конечно. http://ki-moscow.narod.ru/
— Вон там я приметил несколько кустов. Проверим, кто быстрее выкопает.
— Давай!
День клонился к вечеру, но надо было еще о многом поговорить, поэтому Хёго
предложил Гонноскэ пожить несколько дней в замке. Гонноскэ предпочел продолжать
путь. Стали искать мальчиков.
— Вон они, что-то копают, — указал Хёго.
Иори и Усиноскэ были поглощены работой, которая требовала сноровки. Хрупкие
корневища дикого картофеля глубоко сидели в земле. Взрослые подошли к мальчикам
и некоторое время стояли молча, наблюдая за ними. Первым их заметил Усиноскэ.
Мальчики рассмеялись и с двойным усердием продолжили работу.
— Я первый! — воскликнул Усиноскэ, вытаскивая длинное корневище.
Иори поднялся, держась за поясницу, как старый крестьянин.
— Мой корень придется копать до ночи, — проговорил он. С сокрушенным видом
Иори отряхнул землю с одежды.
— Ты уже порядочно выкопал. Давай я достану, — предложил Уси-носкэ.
— Не надо, — перехватил Иори руку Усиноскэ. — Ты можешь повредить корень.—
Иори осторожно засыпал клубни и примял землю.
— Тогда прощай! — произнес Усиноскэ, с гордостью перекинув через плечо
длинное корневище. Кончик корня оказался отломленным.
— Проиграл! — сказал Хёго. — Ты выиграл поединок, но проиграл в сражении с
картофельным корнем.
ПОДМЕТАЛЬЩИКИ И ТОРГОВЦЫ
Облетали побледневшие лепестки вишни, навевая грустные воспоминания о
минувшем, когда Нара была столицей. Было жарко, но Гоннос-. кэ и Иори бодро
шагали вперед.
— Он все идет за нами. — Иори потянул за рукав Гонноскэ.
— Делай вид, будто не замечаешь, — не оглядываясь, ответил Гонноскэ.
— Мы видели его на постоялом дворе, где ночевали.
— Не волнуйся, взять грабителю у нас нечего.
— А наши жизни? Это совсем не пустяк.
— А за нее мы постоим,— ответил Гонноскэ, крепче сжимая дубинку.
Гонноскэ знал, что шедший следом человек — тот самый отшельник, который
накануне вызвал на поединок Нанкобо, но не мог предположить, почему тот
преследует их.
— Он исчез, — сообщил, оглянувшись, Иори.
— Устал, верно, — ответил Гонноскэ. — От этого мне, правда, не легче.
Переночевав в придорожной деревне, Гонноскэ и Иори утром следующего дня
добрались до Амано Кавати. Это была деревенька, тянувшаяся вдоль прозрачного
горного ручья. Гонноскэ пришел сюда, чтобы поставить в храме Конгодзи табличку
в память о матери. Конгодзи еще называли «Женской горой Коя». Первым делом он
хотел найти женщину по имени Оан, которую знал с детства, и попросить ее иногда
возжигать благовония перед поминальной табличкой.
В деревне Гонноскэ сказали, что Оан — жена Тороку, винокура при храме.
Гонноскэ недоумевал, услышав такое, потому что при входе в храм висели
объявления, запрещавшие сакэ и прочие горячительные напитки на всей его
территории. Могла ли там находиться винокурня?
Все выяснилось из разговора с самим Тороку, который вызвался договориться с
настоятелем храма относительно объявления. Тороку рассказал, что в свое время
Тоётоми Хидэёси похвалил сакэ из винокурни при храме, и монахи решили построить
специальную винокурню для поставки сакэ Хидэёси и другим даймё, которые
покровительствовали храму. После смерти Хидэёси производство сократилось, но до
сих пор сакэ поставляли некоторым знатным семействам.
|
|