|
Такуан Сохо
Письма мастера дзэн мастеру фехтования
Предисловие 1
"Тайное писание о непоколебимой мудрости" 2
"Ясное звучание самоцветов " 4
"Хроники меча Тайа" 14
Предания о Такуане 15
Вечерние беседы в храме Токайдзи 22
Предисловие
Такуан Сохо был дзэнским монахом, каллиграфом, художником, поэтом, садовником,
мастером чайной церемонии и изобретателем рецепта квашения редиски, который
носит его имя и популярен в Японии вплоть до настоящего времени. Сочинения
Такуана на японском языке составляют шесть томов. В наши дни их читают с таким
же интересом, как и три с половиной века назад, находя в них источник
вдохновения для изучения боевых искусств, а также для любой другой деятельности,
в которой важна целостность восприятия, решительность и спонтанность. Предание
гласит, что Такуан был учителем непобедимого мастера меча Миямото Мусаси,
написавшего на исходе жизни широко известный у нас и на Западе трактат о
стратегии "Книга пяти колец".
Трактаты были написаны собственноручно Такуаном. Два из них представляют собой
письма, обращенные к мастерам боевых искусств того времени. Так, "Тайное
писание о непоколебимой мудрости" (Фудотисинмёроку) было адресовано наставнику
сёгуна Иэмицу, мастеру меча Ягю Мунэнори Тадзима-но-ками, а "Хроники меча Таиа"
(Таиаки) были написаны для Оно Тадааки, возглавлявшего школу фехтования Итто.
Трактаты и наставления обращены к представителям сословия самураев. В них
известный дзэнский мастер прослеживает глубинное единство дзэн и меча.
Характеризуя трактаты в целом, можно сказать, что в "Тайном писании о
непоколебимой мудрости" говорится не столько о технике, сколько о состоянии
сознания воина, о том, что он должен делать, чтобы сохранить целостность в
тяжелых условиях реального поединка. В "Хрониках меча Таиа" делается акцент на
психологических аспектах поединка. И наконец, трактат "Ясное звучание
самоцветов" посвящен исследованию фундаментальной природы человека, умению
различать подлинное и иллюзорное, ответу на вопрос, когда и как следует умирать.
"Тайное писание о непоколебимой мудрости", несомненно, занимает центральное
место среди сочинений Такуана. Непоколебимой мудростью в данном случае
называется спокойствие воина, достигшего совершенства в своем искусстве.
Отметим, что речь идет не о бесчувственности, а об освобожденности,
пространственности восприятия, о невербальном присутствии в сознании всего
происходящего одновременно без фиксации внимания на отдельных его деталях и
сопутствующих им мыслях. Несколько упрощая проблему, можно сказать, что Такуан
призывает воина избавиться от привычки искать выход из затруднения на
мыслительном уровне и научиться в критический момент проявлять спонтанность.
Искусство меча существовало в Японии в течение многих веков, тогда как дзэн был
привезен из Китая в XII веке, но только в мировоззрении Такуана искусство меча
и просветление дзэн впервые сходятся воедино. "Путь меча и Путь дзэн — одно" —
эта мысль содержит в себе квинтэссенцию всего учения Такуана. Можно сказать,
что основное в трактатах Такуана — это не искусство побеждать противника и даже
не умение оставаться бесстрастным при любых обстоятельствах. В центре внимания
автора, который пишет о боевых искусствах, находится просветление, другими
словами, достижение таких уровней восприятия, на которых человек выходит за
пределы расхожих интерпретаций реальности и постигает ее такой, какая она есть.
Прозрения в тайны человеческого духа, изложенные Такуаном, оказывали и
продолжают оказывать существенное влияние на практику боевых искусств, в
частности, на кэндо — искусство поединка на мечах, которое в значительной мере
отражает отношение японцев к жизни в целом. Трактаты Такуана в настоящее время
считаются классическими как в дзэн, так и в кэндо. Они породили целую традицию
литературы по боевым искусствам.
"Тайное писание о непоколебимой мудрости"
О бедственном положении тех, кто пребывает в неведении.
Слово неведение подразумевает отсутствие просветления, другими словами,
заблуждение. Слово пребывать означает место, в котором ум останавливается.
Практика буддизма включает пятьдесят две стадии, и в пределах каждой из них
место фиксации ума называется местом пребывания. Пребывание означает остановку
ума, а остановка ума подразумевает, что сознание задерживается на каком-либо
объекте.
Выражаясь в терминах боевого искусства, рассмотрим такую ситуацию. Вы внезапно
замечаете меч, занесенный над вами. Если вы задумаетесь о том, что произойдет,
когда этот меч вонзится в вас, ваш ум остановится на приближающемся мече, ваши
движения будут скованы, и противник одолеет вас. Вот что такое остановка ума.
Предположим теперь, что вы видите меч, движущийся в вашем направлении, но ваше
сознание не задерживается на нем, а следует за движением меча. Вы не думаете о
том, как сразить противника. В вашем уме вообще отсутствуют какие-либо мысли и
суждения. Если в тот миг, когда противник замахивается мечом, ваш ум ничем не
|
|