|
еловеческих ресурсов, когда вы делаете вещи своими руками - к месту,
аккуратно и красиво. Вы можете осуществить это - даже в самых худших ситуациях
вы способны сделать свою жизнь изысканной.
Ваше тело есть продолжение глубинного добра. Это самый близкий ваш инструмент,
первое орудие, которым вы располагаете для выражения глубинного добра; поэтому
должная оценка тела весьма важна. Пища, которую вы едите, жидкость, которую
пьете, одежда, которую носите, разумная физическая нагрузка - все это важно. Не
обязательно бегать трусцой или ежедневно проделывать отжимания в упоре; важно
заботливое отношение к телу. Даже имея физические недостатки, вы не должны
чувствовать себя их узниками. Вы и в этом случае можете с уважением относиться
к своему телу и к своей жизни. Ваше достоинство превыше ваших физических
недостатков. Во имя неба и земли вы имеете полное право любить себя.
Видение Шамбалы не является чистой философией. По существу, это система
самовоспитания, цель которого - быть воином. Вы учитесь лучше обращаться с
самим собой, потому что намерены помогать людям строить просветленное общество.
В этом процессе очень важно чувство самоуважения: оно чудесно, оно совершенно
великолепно. У вас может не хватать денег на покупку дорогой одежды; но ваши
экономические проблемы не должны приводить вас к депрессии, свойственной миру
закатного солнца. В любых условиях вы можете проявлять достоинство и доброту.
Можно носить джинсы и майку, но при этом оставаться достойным человеком. Да,
даже в обрезанных джинсах и майке. Проблема возникает тогда, когда вы не
уважаете себя, а поэтому не уважаете и свою одежду. Если у вас депрессия и вы,
ложась спать, швыряете одежду на пол, - это уже проблема.
Нужно понять главное: когда вы живете в соответствии с глубинным добром, вы
развиваете в себе естественное изящество. Ваша жизнь может стать широкой и
спокойной, ей просто ни к чему неряшливость. Вы сумеете полностью освободиться
от депрессии и недовольства своим человеческим существованием; вы ощутите
бодрость. Вам незачем обвинять мир в собственных проблемах. Вы можете
успокоиться и по-настоящему понять и принять этот мир.
Затем вы поднимаетесь на следующую ступень непринужденности, и эта ступень -
говорить правду. Когда вы сомневаетесь в самом себе или в том, заслуживает ли
доверия ваш мир, у вас может возникнуть желание манипулировать правдой - чтобы
предохранить себя. Например, во время собеседования перед приемом на работу вы
можете быть не совсем правдивы со своим работодателем; вы можете решить, что
следует как-то изменить истину, чтобы получить работу. Вы думаете, что вам
выгодно показаться лучше, чем вы есть. С точки зрения Шамбалы, честность -
самая лучшая тактика. Но говорить правду - не значит разглашать свои
глубочайшие секреты и выставлять напоказ все, чего вы стыдитесь. Вам нечего
стыдиться - вот основание для того, чтобы говорить правду! Вы можете не быть
величайшим в мире ученым, величайшим механиком, художником или любовником; но
то, что вы есть, - это доподлинно, фундаментально хорошо. Если вы по-настоящему
почувствуете это, то сможете освободиться от колебаний и угрызений совести и
говорить правду, не преувеличивая и не преуменьшая своих достоинств.
Теперь вы начинаете понимать важность открытого общения с другими людьми. Если
вы говорите правду другим, они тоже смогут быть открытыми с вами - быть может,
не сразу, но во всяком случае вы дадите им возможность так же честно выразить
себя. Если же вы говорите не то, что чувствуете, то порождаете замешательство в
себе и в других. Уклоняясь от правды, вы уничтожаете саму цель речи как
средства общения. Способность говорить правду - это связано и с деликатностью.
Человек Шамбалы говорит мягко; он не кричит. Спокойная речь выражает ваше
достоинство, так же как выражают его красивые плечи и голова. Было бы очень
странно, если бы человек с изящной головой и красивыми плечами стал рычать на
собеседника; это выглядело бы весьма нелепо. Часто, разговаривая с каким-нибудь
человеком, не понимающим вашего языка, вы обнаруживаете, что почти лаете; вам
кажется, что нужно кричать во все горло, чтобы вас поняли. Как раз это и не
нужно. Если вы действительно хотите общаться с другими, то вам нельзя кричать и
стучать по столу, чтобы заставить слушать себя. Если вы говорите правду -
говорите ее мягко, и ваши слова будут услышаны.
Высшая ступень непринужденности - жизнь без обмана. Мы говорим не о
преднамеренном введении других людей в заблуждение. Речь скорее о том, что
ввести других в заблуждение или действительно их обмануть может ваш самообман -
ваши собственные колебания и сомнения. Вот вы просите кого-то помочь вам
принять решение: "Просить ли эту женщину выйти за меня замуж?", "Жаловаться ли
мне такому-то, что он груб со мной?", "Стоит ли мне браться за эту работу?",
"Следует ли мне идти в отпуск?" Вы обманываете других, если ваш вопрос является
не подлинной просьбой о помощи, а просто отражает отсутствие у вас уверенности
в себе. Жизнь без обмана - это, фактически, дальнейшее развитие способности
говорить правду: она основана на правдивости с самим собой. Когда вы обладаете
чувством доверия к собственному существованию, тогда все, что вы сообщаете
другим, оказывается подлинным и заслуживающим доверия.
Самообман нередко возникает из-за того, что вы боитесь собственного разума и
боитесь, что не сумеете должным образом справиться со своей жизнью. Вы не
можете признать собственную врожденную мудрость. Вместо этого вы полагаете, что
мудрость - это что-то монументальное, что оно находится вне вас. Такое
отношение необходимо преодолеть. Для того чтобы жить без обмана, нужно
полагаться на единственный критерий - знание, что внутри вас уже существует
глубинное добро. Несомненность этого знания можно пережить в практике медитации.
Во время медитации вы переживаете состояние ума без посторонних мыслей,
состояние свободы от страха и сомнения. Это непоколебимое состояние ума не
теряет устойчивости во время периодических приливов и отливов мыслей и эмоций.
Сна
|
|