|
ставит на карту свою жизнь во имя других. Однако в своей дегенеративной
форме современный гуманизм используется для того, чтобы за сочувствием
ближнему скрыть глубинный страх перед смертью и корыстолюбие человека,
который намеревается использовать свои рассуждения для достижения
эгоистических целей. Вот что Дзете называет тщедушием.
20. Стремление к смерти
Противоположностью философского обмана, описанного в предыдущем пункте,
является открытость чистому действию и спонтанная деятельность без поддержки
абстрактных принципов преданности дайме, почитания родителей и так далее.
Дзете не просто исповедует фанатизм. Его идеалом является чистая форма
действия, которая изначально содержит в себе добродетели преданности хозяину
и почитания родителей. Самурай не может предсказать, будут ли его действия
преданными и почтительными, ведь поведение не всегда удается
спрогнозировать. Здесь будет уместным процитировать отрывок, называемый
"Путь Самурая -- это стремление к смерти".
Господин Наосигэ говорил: "Путь Самурая -- это стремление к смерти.
Десять врагов не совладают с одержимым человеком". Здравый смысл никогда не
совершит ничего подобного. Нужно стать безумным и одержимым. Ведь если на
Пути Самурая ты будешь благоразумным, ты быстро отстанешь от других. Но на
Пути не нужно ни преданности, ни почитания, а нужна только одержимость.
Преданность и почитание придут вместе с ней.
(Книга Первая)
У этого анти-идеализма, анти-интеллектуализма, если вы изволите так его
назвать есть свои слабые стороны. В то же время, у идеализма и
интеллектуализма также есть очень серьезный недостаток, который состоит в
том, что перед лицом опасности человек не проявляет смелости. Однако
действия человека будут идеальными, когда в них присутствует разум, когда
рассудок, подобно инстинкту, становится естественной движущей силой
поведения. В приведенном отрывке особенно важна строка: "Преданность и
почитание придут вместе с одержимостью". Ведь Дзете верит не в простой
фанатизм или анти-идеализм, а в спонтанную гармоничность чистого действия.
Согласно этой теории, Бог с самого начала сотворил мир совершенным.
21. Слова и дела преображают сердце
Распространенной ошибкой наших дней является вера в то, что слова и
дела являются проявлением совести и философии, которые в свою очередь
являются продуктами ума, или сердца. Однако мы заблуждаемся, когда верим в
существование сердца, совести, рассудка или абстрактных идей. Так, для людей
наподобие древних греков, которые верили только в то. что могли увидеть
своими собственными глазами, этот невидимый ум, или сердце, вообще не
существовали.
Таким образом, чтобы иметь дело со столь неопределенной сущностью, как
ум, или сердце, человек должен судить только по внешним проявлениям,
каковыми являются слова и действия. Только тогда он сможет понять, откуда
взялась эта сущность. Вот что говорит нам Дзете. Он также предостерегает нас
против того, чтобы делать тщедушные заявления даже в дружеских беседах.
Трусливые слова проникают в сердце и делают его малодушным. К тому же,
услыша эти слова от человека, ЛЮДИ могут подумать, что он -- трус, а это еще
хуже, чем быть трусом на самом деле. Любая незначительная оплошность в слове
или деле может разрушить всю нашу философию жизни. Эту суровую истину
принять нелегко. Если мы верим в существование сердца и желаем защитить его,
мы должны следить за всем, что говорим и делаем. Так мы можем взрастить в
себе сильную внутреннюю страсть и проникнуть в недосягаемые глубины своего
естества.
Воин должен быть внимателен в своих действиях и не допускать даже
незначительных оплошностей. Более того, он должен быть внимателен в подборе
слов и никогда не говорить: "Я боюсь", "На твоем месте я бы убежал", "Это
ужасно!", или "Как больно!". Таких слов нельзя произносить ни в дружеской
беседе, ни даже во сне. Ведь если проницательный человек слышит от другого
такие высказывания, он видит его насквозь. За своей речью нужно следить.
(Книга Первая)
22. Личное продвижение
Хотя может показаться, что Дзете рекомендует умереть как можно раньше,
он ценит людей, доживших до преклонных лет. Он указывает на то, что сила и
действия человека не всегда достигают кульминации, когда он становится
мастером в каком-то Деле. Так происходит потому, что служба имеет для
самурая два смысла. Первый смысл в том, чтобы отдать свою жизнь за Дайме, а
второй в том, чтобы служить клану в практических делах. Интересным аспектом
"Хагакурэ" является то, что эта книга высоко ценит и решительные действия
профессионализм, которые обычно считаются независимыми качествами. Дзете
видит в них два типа способностей, различающихся между собой не качеством, а
возрастом индивида. Это можно назвать практической стороной "Хагакурэ".
Если молодой человек быстро получил признание, он не будет хорошим
слугой для своего хозяина. Каким бы способным он ни был от рождения, в
молодости его достоинства сполна не проявляются. Только к пятидесяти годам
человек проявляет все, на что он способен. Он должен поступать так, чтобы
люди видели, что даже если его продвижение было замедленным, это произошло
|
|