|
Одни люди способны к неожиданным озарениям. Другие плохо
осваивают ситуацию и приходят к решению проблемы после долгого
обдумывания. Способности людей различны. Однако, если ты
держишь в уме Четыре Заповеди, твое сознание поднимается выше
забот о собственном благополучии, тобой начинает управлять
мудрость, не зависящая от низменных помыслов. Многие тщательно
размышляют о вещах, скрупулезно планируют будущее, но зачастую
их расчеты имеют целью достижение личных выгод. Такой пагубный
образ мыслей влечет за собой пагубные поступки и приводит к
плачевным результатам. Глупцам трудно отстраниться от заботы о
своем благосостоянии.
Поэтому, когда начинаешь какое-либо дело, вначале
сосредоточься на Четырех Заповедях и устрани себялюбие. Тогда
неудача станет невозможной. Вот они:
o Не опоздай встать на Путь Воина.
o Стремись быть полезным хозяину.
o Чти предков.
o Поднимись над личной любовью и личным страданием --
существуй во благо человеческое.
Помни, не только воины, но и монахи, и женщины, и
крестьяне, и даже совсем низкие люди порой с готовностью
умирают во имя долга или чтобы избежать позора, Это все -- не
то.
Воин отличается от этих людей, потому что изучение Пути
Стратегии основано на одолении соперника. Добиваясь победы,
скрещивая мечи с отдельными противниками или участвуя в
массовых битвах, мы добываем славу не для себя, но для князя.
(Имеется в виду "дайме", содержавший отряды самураев,
сражавшихся за него.) В этом -- добродетель Стратегии.
Путь Стратегии
В Китае и Японии бойцы, практикующие этот путь,
назывались мастерами Стратегии.
Сейчас появились люди, столь же громко себя именующие, но
они в основном являются лишь простыми фехтовальщиками.
Служители древних храмов Касима и Кантори получили свое
искусство из рук богов и основали боевые школы, сообразуясь с
божественными наставлениями. Они странствовали из провинции в
провинцию, обучая людей.
(Истоки школ Кендо обнаруживаются в традициях,
сохраняемых храмами Синто. Многие основатели школ захоронены в
районе Канто -- пригороде Токио, где до сих пор расположены
алтари Касима и Кантори. Арима Кихей, самурай, которого Мусаси
убил в ранней юности, был фехтовальщиком синтоистского
направления, связанного с этими храмами. Школа боя Ягью
произошла из стиля Касима. Синто -- религия быта. Боги войны в
Касима и Кантори почитаются по сей день.)
В старые времена Стратегия упоминалась среди Десяти
Талантов и Семи Искусств как благодетельная практика.
Стратегия являлась искусством, и ее применение не
ограничивалась лишь фехтованием. Истинный смысл фехтования
далеко выходит за рамки овладения приемами боя.
Взглянем на мир. Мы увидим, что творчество зачастую
становится предметом торговли. Люди изощряются в
изобретательстве, стремясь получить скорую выгоду, продавая
приобретенные на начальной стадии постижения навыки, тем самым
искажая суть происходящих с ними изменений. Здесь уместна
аналогия с орехом и его цветком. Превознося достоинства
цветка, мы невольно умаляем значение плода. На Путь Стратегии
нередко становятся люди -- и ученики, и преподаватели искусства
боя, -- озабоченные стремлением поразить окружающих блеском
мастерства, похваляясь совершенством техники фехтования. Иными
словами, они пытаются ускорить расцвет растения, спровоцировать
завязь плода, что никому не под силу. Эти люди рассуждают о
преимуществах того или иного додзе, но на деле лишь ищут
выгоды. Кто-то в свое время сказал: "Незрелая стратегия --
причина печали". Очень верное высказывание.
Существуют четыре Пути, по которым мужчины идут в своей
жизни.
o Первый из них -- Путь Земледельца. Используя
сельскохозяйственные инструменты, человек выращивает
злаки и овощи, сообразуясь со сменой времен года.
o Второй Путь -- Путь Торговца. Изготовитель вин
добывает из ягод и фруктов необходимые ингредиенты и,
смешивая их, поддерживает свое существование. Он живет,
продавая плоды своего труда и получая выгоду. Таков Путь
|
|