Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астросоционика :: Гут Михаил Михайлович :: Научные основы астрологии
 [Весь Текст]
Страница: из 15
 <<-
 
Гут Михаил Михайлович
Научные основы астрологии.

Гомель, 2000


Введение.

В конце весны v начале лета 1998 г. автор после ряда лет параллельного изучения 
соционики и астрологии пришел к удивительному выводу, что астрология является 
по сути древнейшей формой эмпирической соционики. Фактически астрологию можно 
рассматривать как специальный раздел более общей науки v соционики. Такой вывод 
был сделан после того, как автору удалось определить типы информационного 
метаболизма планет (тип информационного метаболизма (ТИМ) v термин соционики), 
а также установить, что астрологические стихии огня, воздуха, воды и земли 
соответствуют уровням коммуникации в коммуникативном пространстве. Об 
установленной связи между соционикой и астрологией автором был сделан доклад 
"Духовное содержание информационных аспектов и информационная структура 
объектов во Вселенной" [1] на 14-й международной конференции по соционике в 
сентябре 1998 г., г. Киев. Несколько ранее v осенью 1995 г. автору удалось 
установить точное соответствие между 8 триграммами И-Цзин и 8 инфоаспектами 
(типами информации), используемыми в соционике (доклад "Сущностный смысл 
информационных аспектов соционики и триграмм И-Цзин" [2] на 12-й международной 
конференции по соционике, г. Киев, сентябрь 1996 г.; одноименная статья в 
журнале "Соционика, ментология и психология личности", ¦6, 1996 г.; доклад 
"Новое понимание И-Цзин" [3] на 14-й международной конференции по соционике, г. 
Киев, сентябрь 1998 г.).

Поскольку большинство астрологов либо вообще ничего не знает о соционике, либо 
знакомо с ней понаслышке, то автор считает необходимым вначале дать краткий 
обзор развития соционики.


Краткое описание типоведения и соционики.


Люди отличаются друг от друга. Отличаются своими желаниями и мотивами, 
реакциями на происходящее и стилем общения. Каждый день мы замечаем эти 
сходства и отличия, даем им названия и пытаемся на их основе понять и 
предсказать как свое собственное поведение, так и поступки окружающих.

История знает множество попыток объяснить и типологизировать индивидуальные 
особенности людей. Наиболее удачной в последнее время считается типология 
Майерс-Бриггс, разработанная в конце 50-х годов Катариной Бриггс и Изабель 
Майерс (матерью и дочерью) на основе идей известного швейцарского психолога 
Карла Густава Юнга.

В своей знаменитой работе "Психологические типы"(1923 г.) Юнг ввел 
представление о двух универсальных типах ? экстравертном и интровертном, 
которые, как он считал, дают возможность различать две обширные группы 
индивидуумов. "Рассматривая течение человеческой жизни, ? писал Юнг, ? мы видим,
 что судьбы одного типа (экстравертного) обусловливаются преимущественно 
объектами его интересов, в то время как судьбы другого (интровертного) 
определяются прежде всего его внутренней жизнью, его субъектом".

Помимо универсального разделения на экстравертов и интровертов Юнг ввел 
различие людей по "отдельным, основным психическим функциям". Основными 
психическими функциями он считал мышление и чувствование, ощущение и интуицию, 
полагая, что "если привычно господствует одна из этих функций, то появляется 
соответствующий тип". Поэтому он различал мыслительный, чувствующий, сенсорный 
и интуитивный типы, каждый из которых, кроме того, может быть интровертным или 
экстравертным. Таким образом, Юнг на основе своих собственных наблюдений 
выделил восемь личностных типов.

Изабель Майерс и Катарина Бриггс задались целью "поставить представление об 
индивидуальных различиях на более объективные рельсы". На основе исследований 
Изабель Майерс к трем названным парам предрасположений добавила четвертую пару: 
решение ? восприятие, что дало в итоге шестнадцать типов личности. Годы 
кропотливых, более чем десятилетних исследований привели к созданию Индикатора 
типов Майерс-Бриггс (Муеrs-Вriggs Туре Indiсаtоr ? МВТI).

МВТI основан на выявлении предрасположений по 4-м шкалам:

экстраверсия ? интроверсия ; 
сенсорность ? интуиция ; 
мышление ? чувствование ; 
решение ? восприятие. 
Каждый человек в силу своей индивидуальности занимает определенное место на 
этих шкалах, определяющих его принадлежность к одному из шестнадцати типов 
личности. Путь методики Майерс-Бриггс от ее создания (МВТI был впервые 
опубликован в 1959 году) до ее широкого признания был долгим и нелегким. 
Широкопопулярной методика Майерс-Бриггс стала уже в восьмидесятые годы, когда 
возросло понимание необходимости учета индивидуальных отличий и наклонностей в 
различных сферах жизни и возродился интерес к идеям Юнга. Например, отчеты об 
использовании МВТI за 1983 год сообщают о проведении, обработке и оценке более 
чем 750 тысяч тестирований. В 1988 году это число выросло до 1,5 миллионов. 
Значительное число распространителей МВТI принадлежит к Ассоциации 
Психологического Типирования (АПТ) в США. Эта организация увеличила количество 
своих членов с 1700 в 1983 году до 3600 в 1988 году. В настоящее время только в 
США свой тип личности по данной методике определило более 3 миллионов человек. 
Этот подход с большим успехом используется в различных сферах деятельности: 
бизнесе, образовании, личностном и семейном консультировании, профориентации, 
разрешении конфликтов. Американские менеджеры многих известных корпораций, 
далекие от профессиональных психологических кругов, с ходу называют свой 
собственный тип, тип своих друзей и близких и свободно обсуждают разногласия, 
возникающие с коллегами, в терминах Типологии Майерс-Бриггс. В силу того, что 
эта Типология не умаляет достоинств ни одного из шестнадцати типов, она стала 
"безопасным"и цивилизованным средством для понимания и обсуждения 
индивидуальных отличий.

Были созданы версии МВТI на 26 ( ! ) языках мира, и эта Типология завоевала 
популярность помимо США, в Великобритании, Франции, Испании и Японии. В России 
была создана русскоязычная версия МВТI.

Помимо использования МВТI, тип личности можно установить, проявив определенную 
наблюдательность и способности к анализу как своего собственного поведения, так 
и поведения окружающих, хотя это уже требует определенных навыков и 
квалификации.

На сегодняшний день является общепризнанным, что основная ценность данной 
методики не столько в возможности типологизировать людей, сколько в богатом 
арсенале средств развития собственного потенциала и совершенствования 
взаимодействия с окружающими. Знакомство с Типоведением позволяет полнее 
использовать свои собственные сильные стороны, приоткрывает "скрытые механизмы" 
человеческих поступков и решений и помогает "подобрать ключ" к людям, с 
которыми мы взаимодействуем.

В 1995 году в Москве были изданы переведенные на русский язык книги 
американских авторов Отто Крегера и Дженет М.Тьюсон "Типы людей", "Типы людей и 
бизнес", "Шестнадцать дорог любви", являющиеся бестселлерами на американском 
книжном рынке. Авторы этих книг ?основатели Ассоциации Отто Крегера. Ассоциация 
была создана в 1977 году и является одной из двух американских организаций, 
имеющих право официально обучать и сертифицировать специалистов по методике 
Майерс-Бриггс. Ассоциация Отто Крегера занимается консалтингом и обучением в 
различных областях: организационное развитие, разрешение конфликтов, 
совершенствование коммуникаций и т.д. Клиенты Ассоциации ? организации из всех 
сфер бизнеса, от крупных компаний до небольших фирм, а также общественные 
организации и государственные службы. Вот список некоторых клиентов, 
воспользовавшихся услугами Ассоциации Отто Крегера: Аir Fоrсе Аir Wаr Соllеgе, 
U.S. Аrmу Wаr Соllеgе, АТ&Т, Веll Соmmuniсаtiоns Rеsеаrсh Inс., Еххоn, Fоrd 
Моtоr Соmраnу, IВМ, Sоvrаn Ваnk, U.S. Dераrtmеnt оf Еduсаtiоn и многие другие.

А вот несколько типичных ответов участников, прошедших тренинг по Типологии 
Майерс-Бриггс:

?"Типология помогла мне обобщить и сформулировать в явном виде мои собственные 
наблюдения и интуитивные догадки о различных людях";

?"Я самостоятельно определила типы своих сотрудников и поняла, как более 
эффективно распределять задания между ними";

?"Я получил рабочий инструмент отслеживания особенностей различных людей и 
подбора ключа к ним, это особенно полезно при ведении переговоров";

?"Я лучше понял свои слабые и сильные стороны как руководителя и увидел себя 
глазами людей других типов, что помогло мне понять, как окружающие восприни- 
мают и оценивают мои действия и решения";

?"Я лучше понял самого себя, это особенно важно для меня в связи с поиском 
нового места работы. Тренинг помог понять, в какой обстановке, с какой командой,
 под каким руководством и над каким типом заданий мне лучше всего работать";

?"Я поняла, как найти подход не только к коллегам по работе, но и к собственным 
детям !"

Опыт проведения семинара по Типологии для старшеклассников показал, что 
старшеклассники легко усваивают и принимают ее в качестве "безобидного" языка 
для обсуждения собственных особенностей и особенностей своих товарищей, 
учителей и родителей. Кроме того, этот семинар помог многим из них разобраться 
в собственных сомнениях относительно предстоящего выбора будущей профессии. 
Кстати говоря, в США Типология Майерс-Бриггс с большим успехом используется для 
профориентации старшеклассников.

Что касается перспектив типоведения, то по утверждению Анджело Спото (Аngеlо 
Sроtо, "Jung's tуроlоgу in реrsресtivе", SIGО РRЕSS, Воstоn, 1989), "...
юнговская типология вышла за пределы личного и стала движущей силой в 
коллективном внесознательном. Согласно осторожным прогнозам в будущем следует 
ожидать появления на коммерческом рынке новых типологий, основывающихся на 
Юнге".

И такая типология, значительно продвинувшая вперед понимание природы типов, 
появилась в начале 80-х годов в виде молодой науки соционики (на Западе это 
направление практически еще не известно). Решающий шаг сделала тогда еще никому 
не известная Аушра Аугустинавичюте из Литвы. Она расшифровала типологию Юнга, 
пересмотрела некоторые ее положения и построила информационную модель психики 
(так называемую модель "А"). "Вниманию читателей предлагаю типологию, созданную 
К.Г.Юнгом и которую я немножко усовершенствовала, используя теорию 
информационного метаболизма А.Кемпинского..." ? так начала А.Аугустинавичюте 
свою первую опубликованную работу по соционике (эта публикация в 1980 году в 
литовском молодежном журнале осталась почти незамеченной). Датой же основания 
соционики ее создательница А.Аугустинавичюте считает 1968 год.

В чем же новизна соционики по сравнению с общеизвестным Типоведением?


1) А.Аугустинавичюте удалось в соответствие каждому типу поставить определенную 
информационную модель, объясняющую способ информационного обмена данного типа с 
окружающей средой. В результате типология приняла вид очень стройной системы, 
позволяющей с хорошей точностью предсказывать поведение человека в самых разных 
ситуациях.

2) А.Аугустинавичюте заложила основы теории интертипных (межличностных) 
отношений, объясняющей закономерности тех или иных отношений между людьми 
(дуальные, активации, зеркальные, тождественные, конфликтные, полной 
противоположности, суперэго, квазитождественные, миражные, полудуальные, 
деловые, родственные, ревизии, социального заказа). Это позволило объяснить 
реальные механизмы взаимодействия между людьми.


Благодаря знанию типов двух людей можно по таблице интертипных отношений сразу 
определить, какого рода отношения можно ожидать между этими людьми, поскольку 
разные интертипные отношения дают разный уровень психологической совместимости. 
Например, самые благоприятные отношения ? дуальные (по некоторым данным, до 30% 
устойчивых браков дают пары с этим типом отношений). Опять же по наблюдениям 
социоников наибольшее количество разводов дают пары, имеющие наиболее 
неблагоприятные интертипные отношения (конфликтные и ревизии).

Если удается определить тип интересующего человека, то это при хорошем знании 
информационной модели "А" дает сведения о его сильных и слабых сторонах, как 
можно критиковать человека, а как нельзя, к чему он относится болезненно, в чем 
внушаем, а в чем самовнушаем, что склонен игнорировать, какие идеалы нравятся, 
какие требования предъявляет к окружающим, в чем у него можно спросить совета и 
как лучше всего сделать ему что-то приятное.

Такого рода информация дает возможность корректировать и гармонизировать 
отношения между людьми, использовать их наиболее сильные стороны и не наступать 
на "больные мозоли". В результате соционика по сравнению с традиционным 
Типоведением Майерс-Бриггс позволяет гораздо более эффективно строить 
коммуникационные процессы.

За 90-е годы был издан ряд книг по соционике:

В.В.Гуленко, А.В.Молодцов, "Соционика для руководителя. Введение в соционику" и 
"Соционика для руководителя. Основы социоанализа", Киев, ВЗУУП, 1991 ; 
Екатерина Филатова, "Соционика для Вас. Наука общения, понимания и согласия", 
Новосибирск, Сибирский хронограф, 1994 ; 
Р.К.Седых, "Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология", Москва, 
1994 ; 
О.Б.Слинько, "Люди в Вашем деле. Энциклопедия соционического менеджмента", Киев,
 Трамвай, 1996. 
В.В.Гуленко, "Менеджмент слаженной команды", Новосибирск, 1995; 
В.В.Гуленко, В.П.Тыщенко, "Юнг в школе. Соционика v межвозрастной педагогике", 
Новосибирск, издательство НГУ, 1997; 
А.А.Овчаров, "Соционика v путь к личности. Для тех, кто работает с подростками",
 Новосибирск, РИПЭЛ, 1992; 
В.Стратиевская, "Как сделать, чтобы мы не расставались. Руководство по поиску 
спутника жизни", Москва, МСП, 1997; 
Ю.Симонов, А.Немировский, "Как искать спутницу жизни. Опыт классификации 
женских характеров", Киев, 1999; 
Л.Ф.Спирин, Е.А.Румянцева, Т.А.Румянцева, "Соционика v учителям и родителям", 
Москва, международная педагогическая академия, 1999; 
С.Кашницкий, "Среди людей. Соционика v наука общения", Москва, 1999; 
А.В.Букалов, А.Г.Бойко, "Соционика: тайна человеческих отношений и 
биоэнергетика", Киев, редакция газеты "Соборна Украiна", 1992. 
Помимо книг, была серия статей С.Кашницкого в журнале "Охрана труда и 
социальная справедливость" за 1989-1991 годы, а также статьи И.Вайсбанда в 
журнале "Знание ? сила" за 1992 год.

В целом ряде городов бывшего СССР существуют клубы любителей соционики. 
Важнейшие центры соционики существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, 
Киеве, Вильнюсе. В Киеве существует Международный Институт соционики, несколько 
консультативных фирм по соционике. С 1995 года в Киеве издается с 
периодичностью раз в два месяца журнал "Соционика, ментология и психология 
личности". Состоялось уже пятнадцать конференций по соционике (бывших 
всесоюзных, а теперь международных).

В настоящее время возник целый ряд новых перспективных приложений соционики. 
Методы соционики стали успешно использоваться для анализа 
социально-политических процессов, психологии коллективов, исторических и 
культурологических процессов. Интересные результаты дает соционика в 
лингвистических и литературных исследованиях, в изучениии искусства, 
религиозных, философских и эзотерических систем. Перспективно применение 
соционики в медицине (размещение больных в палатах, комплектация лечебных групп,
 психотерапия), педагогике (формирование комфортных учебных групп, особенности 
индивидуального обучения).

В качестве забавного примера использования методов соционики автор упомянет 
свою работу "Определение информационно-психологических типов персонажей сказок 
А.А. Милна "Винни-Пух и все-все-все" и анализ их интертипных отношений" [4] 
(опубликована в 5-м номере журнала "Соционика, ментология и психология 
личности" за 1996 год), в которой соционическому психоанализу подвергнуты всем 
известные сказки о Винни-Пухе (например, Винни-Пух v сенсорно-логический 
интроверт, а Пятачок v интуитивно-этический экстраверт, эти два персонажа 
образуют дуальную пару).


Предпосылки определения связи между соционикой и астрологией.

В конце 80-х, начале 90-х годов многие любители соционики начали задавать себе 
вопрос, нет ли связи между ТИМом человека и его астрологическим знаком Зодиака? 
Поскольку ТИМов существует 16, а знаков Зодиака v 12, то возможно ли установить 
между ними какое-либо соответствие? Исследования в этом направлении по 
предложению киевского соционика.А.Шульмана стали называться астросоционикой. 
Автору известно, что в начале 90-х годов проводился следующий весьма любопытный 
эксперимент v соционикам, не знакомым с астрологией, зачитывались 
астрологические описания принципов планет, после чего соционики пытались 
определить, какому ТИМу наиболее соответствует данное описание. Однако этот 
эксперимент не получил какого-то логического завершения, т.к. на тот момент не 
было ни астрологов, хорошо знающих соционику, ни социоников, хорошо знающих 
астрологию. Хотя сама идея эксперимента была в принципе верной!

В конце 80-х, начале 90-х годов в работах киевских социоников А.В.Букалова и В.
В.Гуленко было показано, что в принципе возможно определение интегрального ТИМа 
коллектива, а также ТИМов государств и этносов. В сентябре 1996 г. на 12-й 
международной конференции по соционике в г. Киеве прозвучал доклад о проявлении 
ТИМов и интертипных отношений (далее сокращенно v ИО) среди животных (кошек). 
На этой же конференции в докладе костромского соционика.К.Букалова обсуждалась 
возможность определения ТИМа для различных технических объектов. Таким образом, 
в начале v середине 90-х годов происходило бурное расширение сфер применения 
методов соционики на целый ряд других объектов окружающего мира, помимо 
человека.

В ¦3 журнала "Соционика, ментология и психология личности" за 1996 г. была 
опубликована статья киевского соционика-философа С.И.Чурюмова "Гипотеза 
универсальности ТИМ-кода" [5], где была приведена следующая формулировка: "Все, 
чему может быть присвоен статус объекта или субъекта, обладает ТИМ-кодом". 
Первоначально эта идея С.И.Чурюмова была скептически встречена большей частью 
социоников, однако с течением времени число скептиков значительно поубавилось. 
В своей работе "Духовное содержание инфоаспектов и информационная структура 
объектов во Вселенной" [1] автор пришел к тому же выводу, что и С.И.Чурюмов v 
любой объект во Вселенной обладает ТИМом. В этой же работе автор указал причину 
этого v любой объект является частицей Бога, а наличие информационной структуры 
объектов является следствием своего рода "квантования" отношений между 
ипостасями Троицы. Была установлена эквивалентность системообразующего базиса 
инфоаспектов соционики (объект v отношения между объектами; статика v динамика; 
внутреннее v внешнее) отношениям между ипостасями Троицы (Отец v Святой Дух; 
Святой Дух v Сын; Отец v Сын).

Из эзотерической литературы известно, что весь Мир можно рассматривать как 
живой. Еще в гимнах Ригведы Космос почитался живым существом, приносимым в 
жертву на огне всепоглощающего времени. "Вся Вселенная жива", как сказал К.Э.
Циолковский. Перу выдающегося ученого-космиста А.Л.Чижевского принадлежат 
следующие строки:


Мы дети Космоса. И наш родимый дом
Так спаян общностью и неразрывно прочен,
Что чувствуем себя мы слитными в одном,
Что в каждой точке мир v весь мир сосредоточен...
И жизнь v повсюду жизнь в материи самой,
В глубинах вещества v от края и до края
Торжественно течет в борьбе с великой тьмой,
Страдает и горит, нигде не умолкая.


Прекрасное подтверждение идеи о том, что звезды и планеты являются живыми, 
автор нашел в книге выдающегося экстрасенса-ясновидящего С.Н.Лазарева 
"Диагностика кармы-5" [6]:

"Я описал случай, когда на меня обиделась машина, которую я не хотел покупать. 
Для меня сначала было очень странным и даже нелепым наличие чувств у неживых 
объектов. Потом я понял: все во Вселенной v и живое, и неживое v рождается 
чувством любви. Поэтому на тонком плане чувствительность живых и неживых 
объектов одинакова. Все равно для меня было неожиданностью, когда я увидел, что 
Солнце тоже имеет эмоции. Одна из самых сильных его эмоций v это недовольство 
собой из-за развивающегося старения. У звезд есть эмоции по отношению друг к 
другу. И свои системы общения и обмена информацией. У планет также есть свои 
системы обмена, свои системы общения- Причем если Солнце по энергетике идет как 
отец, мужчина, у Земли сильнее женское начало, т.е. она для нас является как бы 
матерью. Женское начало у планеты Марс, у Венеры мужское начало, у Юпитера и 
Меркурия v тоже.

Может быть, если бы у нашей Земли была мужская энергетика, то человеческая 
цивилизация на ней бы не возникла. У Земли по отношению к Солнцу очень хорошие, 
любящие эмоции. А вот к роду человеческому у Земли чувства весьма агрессивные, 
причем активно развиваться они стали последние сорок лет. Судя по всему, 
человечество является все более инородным телом для Земли".

К 1998 г. попытки найти связь между соционикой и астрологией стали уже отнюдь 
не единичными. В сентябре 1998 г. на 14-й международной конференции по 
соционике в г. Киеве помимо уже упоминавшегося доклада автора было еще три 
доклада, посвященных связи астрологии и соционики:.В.Максимов v 
"Астрологические признаки соционических функций" [7]; И.А.Булкин v "Целевые 
особенности астрологического и соционического подходов к человековедению: 
функциональные различия и семантические параллели" [8];.А.Шульман v "Кратко о 
сопоставительных исследованиях соционика v астрология в 1990-1998 г.г." [9]. 
Однако ни в одном из этих трех докладов не шло речи о ТИМах планет. Лишь 
киевский соционик и астролог И.А.Булкин почти вплотную подошел к проблеме 
определения ТИМов планет, в основном верно установив соответствие между 
ведущими инфоаспектами ТИМов и планетами. Несколько менее удачно это получилось 
у московского астролога.В.Максимова. То есть.В.Максимов и И.А.Булкин пошли по 
ложному пути установления соответствий между 8 инфоаспектами и планетами вместо 
установления ТИМов планет. Эта ошибочная гипотеза изложена также в книге.В.
Максимова "Практическая астрология взаимоотношений" [10], являющейся тем не 
менее первой книгой, где предпринята попытка навести мосты между астрологией и 
соционикой.


Астрологический социон.

Итак, из вышеизложенного ясно, что если любой объект обладает ТИМом, то тогда 
Солнце, Земля и планеты также обладают ТИМами. Возникает вопрос, каким образом 
можно определить ТИМы планет и в чем они будут проявляться? Размышляя над этим 
вопросом, автор пришел к выводу, что частично это можно сделать, используя 
информационно-аналитические методы соционики, а также путем сопоставления 
астрологических описаний принципов планет и описаний портретов ТИМов. 
Информационно-аналитический метод использует понятия инфоаспектов (типов 
информации). В ознакомительных целях приведем таблицу символов инфоаспектов, их 
тривиальные названия и сущностный смысл (полномасштабное описание инфоаспектов 
выходит за рамки данной работы) v таблица 1.

Таблица 1.

Символы, названия и сущностный смысл инфоаспектов.

¦ 
 Символ 
 Название 
 Сущностный смысл 
 
1 
  
 черная интуиция
(интуиция возможностей)
 внутренняя статика объекта
 
2 
  
 черная сенсорика
(силовая сенсорика)
 внешняя статика объекта
 
3 
  
 черная логика
(деловая логика)
 внешняя динамика объекта
 
4 
  
 черная этика
(этика эмоций)
 внутренняя динамика объекта
 
5 
  
 белая интуиция
(интуиция времени)
 внутренняя динамика отношений
 
6 
  
 белая сенсорика
(сенсорика ощущений)
 внешняя динамика отношений
 
7 
  
 белая логика
(логика отношений)
 внешняя статика отношений
 
8 
  
 белая этика
(этика отношений)
 внутренняя статика отношений
 

Итак, попытаемся определить ТИМы Солнца и планет. Начнем с Солнца.

Внутри Солнца при огромных температурах происходит мощный энергетический 
процесс термоядерных реакций, что соответствует инфоаспекту черной этики. А 
выдает Солнце из себя вовне излучение в широком диапазоне спектра, что 
соответствует инфоаспекту белой сенсорики. Таким образом, ТИМ Солнца v 
этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ, ESFJ). То, что Солнце v ЭСЭ, подтверждает даже 
то, как его рисуют дети v веселым, улыбающимся, дающим свет и тепло. Однажды в 
1994 г. автор участвовал в тренинге по психосинтезу и там можно было выбрать 
себе любое другое имя. Так одна из женщин, имевшая ТИМ ЭСЭ, попросила называть 
себя солнышком! Это говорит о том, что некоторые люди, имеющие ТИМ ЭСЭ, очень 
точно ощущают свою психологическую тождественность Солнцу!

Попробуем теперь определить ТИМ Земли. Земля воспринимает солнечное тепло и 
свет, т.е. на входе имеет белую сенсорику , и благодаря этому свету и теплу 
занимается работой v производит растительный и животный мир, т.е. на выходе 
имеет черную логику. Таким образом, ТИМ Земли v сенсорно-логический интроверт 
(СЛИ, ISTP). В таком случае, Солнце по отношению к Земле в терминах соционики 
является ревизором. В чем же проявляется ревизия Солнца по отношению к Земле? В 
данной паре ТИМов ревизия идет по инфоаспекту черной этики. Это выражается в 
том, что когда время от времени на Солнце происходят вспышки активности, то 
люди на Земле явным образом чувствуют ухудшение настроения и самочувствия, к 
тому же это провоцирует на Земле стихийные бедствия. По сути дела, книга А.Л.
Чижевского "Земное эхо солнечных бурь" [11] посвящена описанию отношения 
ревизии Солнца к Земле!

Определим ТИМ Луны. В астрологическом энциклопедическом словаре [12] о Луне 
написано следующее:

"В индивидуальной астрологии ей подчинены такие понятия, как вера, надежда, 
милосердие и другие высшие эмоции, каждодневные и домашние дела. В мировой 
астрологии она отвечает за общественную жизнь, колебания в настроениях масс, 
жизнь простых людей (особенно женщин)".

Целый ряд астрологов рассматривают Луну как материнское оберегающее начало, как 
хранительницу. Приведенной информации вполне достаточно, чтобы утверждать, что 
ТИМ Луны v этико-сенсорный интроверт (ЭСИ, ISFJ). То, что многие астрологи 
описывают Луну, как хранительницу, удивительным буквальным образом совпадает с 
одним из используемых в соционике названий ТИМа ЭСИ v "Хранитель"!

В таком случае между Солнцем и Луной имеем отношения полной противоположности, 
что выражается в том, что Солнце v дневное светило, а Луна v ночное. Возможно, 
творчество Луны по черной сенсорике  заключается в постоянном изменении видимой 
для нас формы v от тонкого серпа до полной Луны! В соционике отношения полной 
противоположности часто еще называют отношением погашения. Тогда отношение 
погашения между Луной и Солнцем в буквальном смысле слова реализуется 
астрономически во время солнечных затмений, когда диск Луны "гасит" на 
некоторое время диск Солнца!

Определим ТИМ Меркурия. Вот что пишет о нем Авессалом Подводный в [13]:

"Меркурий управляет мышлением на рациональном уровне и речью. Вообще мышление v 
процесс во многом бессознательный и интуитивный, и нельзя назвать планету, 
которая одна им управляет; Меркурий отвечает за выражение мысли в речи, т.е. за 
финальную часть процесса мышления, и управляет логическим, рациональным 
мышлением. Кроме того, Меркурий отвечает за всевозможные человеческие контакты, 
исключая их эмоциональную часть, т.е. переговоры, сделки, передачу информации".

Пожалуй, в наибольшей степени приведенное описание Меркурия соответствует ТИМу 
логико-интуитивный интроверт (ЛИИ, INTJ). В таком случае Солнце и Меркурий 
образуют дуальную пару. Возможно, именно поэтому Меркурий является ближайшей к 
Солнцу планетой, т.е. Солнце максимально приблизило к себе дуала!

Определим ТИМ Венеры. Вот как характеризуют Венеру Семира и В.Веташ в [14]:

"Природа, жизненность, проявление чувств и эмоций; любовь, нега, обаяние, 
мягкость, доброта; земное изобилие, счастье, красота, оформление и созидание; 
все приятное, милое и цветущее".

Достаточно очевидно, что описание наиболее соответствует ТИМу 
сенсорно-этический интроверт (СЭИ, ISFP). Любопытно, что три рядом 
расположенных астрономических объекта v Солнце, Меркурий и Венера, принадлежат 
к ТИМам 1-й квадры!

Определим ТИМ Марса. Вот как он описывается в [14]:

"Импульс активности, направленный вовне; воля "я"; смелость, прямота и 
решительность; сила, напор, воинственность и борьба, разрушение старого и 
рождение нового; радость, порыв и неистовство; труд и самоотдача".

Описание в целом говорит само за себя, здесь нет никаких сомнений, что Марс 
имеет ТИМ сенсорно-логический экстраверт (СЛЭ, ESTP). В традиционной астрологии 
Марс считается злотворной планетой, что совершенно понятно с учетом того, что 
между Землей и Марсом отношение полной противоположности (погашения).

Определим ТИМ Юпитера. Вот его описание в [13]:

"Юпитер в традиционной астрологии относится к благотворным планетам. Это самая 
большая планета в солнечной системе и, наверное, самая добродушная. В 
символическом толковании это ваш ангел-хранитель, счастливый случай, высокий 
покровитель. Юпитер олицетворяет принцип расширения возможностей во внешнем 
мире и принцип компенсации во внутреннем. В гармоническом варианте ему присуща 
жизнерадостность, доброта, доверие, стремление к сотрудничеству и любовь к 
людям и социальным группам. Юпитер дает понимание, широту взглядов, 
доброжелательство, стремление к высшему образованию, особенно гуманитарному, 
религии, философии v но все это в социально принятых рамках".

Достаточно очевидно, что приведенному описанию наиболее соответствует ТИМ 
интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ, ENFP). Это сразу же дает возможность 
понять, почему в астрологии Юпитер считается самой благотворной и доброй 
планетой v ведь он является дуалом Земли!

Определим ТИМ Сатурна. Вот как он описывается в [13]:

"Сжатие, концентрация, кристаллизация; торможение, холод, изоляция; мертвое, 
застывшее, определенное; материя, завершенность, результат; цель, 
ответственность, бремя, карма; достижения, индивидуальность, память, история, 
время, судьба".

Наиболее подходящим ТИМом для такого описания является логико-сенсорный 
интроверт (ЛСИ, ISTJ). Также становится теперь понятно, почему в традиционной 
астрологии эта планета считается довольно гнетущей, ведь у Сатурна и Земли 
достаточно напряженное интертипное отношение квазитождества. Это может 
показаться забавным, но быть может знаменитые кольца Сатурна являются 
результатом его творчества по черной сенсорике !?

Определим ТИМ Урана. Вот его описание в [14]:

"Движение, пространство, свет; мысль, дух, ноосфера; открытие, ясность, 
откровения, озарения, парадоксы; все новое и неожиданное, резкие перемены и 
трансформации; нервы и стресс; улыбка и смех; дружба, равенство, братство, 
свобода и анархия; оригинальность, универсальность, гуманность и альтруизм".

Очевидно, что наилучшим образом приведенному описанию Урана соответствует ТИМ 
интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ, ENTP). 

Определим ТИМ Нептуна. Вот его описание в [14]:

"Психика, влияние и внушение; вибрации и ритмы, музыка; растворение, 
отождествление, созерцание, молчание, вечность; вера, сочувствие, высшие идеалы,
 религия; тайна, мистика и иллюзии; подсознание; все неподконтрольное, мутное, 
мятежное, необъяснимое и необъятное".

Достаточно очевидно, что данному описанию Нептуна хорошо соответствует ТИМ 
интуитивно-этический интроверт (ИЭИ, INFP).

Определим ТИМ Плутона. Разные астрологи толкуют эту планету весьма 
противоречиво. Вот как Плутон описывается в [14]:

"Скрытые ресурсы, потенциал, мощь, глубина, выносливость; страсть, секс, 
затаенные инстинкты; внутреннее напряжение и тесное взаимодействие, чужая 
энергия и чужие деньги, магия и магнетизм; запредельное и сокровенное; 
трансформация и разрушение, смерть и перерождение".

Более-менее удовлетворительно под это описание Плутона подходит ТИМ 
этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ, ENFJ). В таком случае Плутон является 
конфликтером Земле! Так что совсем не случайно мифологически Плутон является 
властелином подземного царства! Астрологически по Плутону идут стихийные 
бедствия, революции, войны, все роковое и трагическое, что довольно хорошо 
передает содержание интертипного отношения конфликта между Плутоном и Землей, т.
к. стихийные бедствия и войны разрушают все то, что находится на Земле. Дуалом 
Плутона является Сатурн. То, что Сатурн и Плутон могут дополнять друг друга, в 
какой-то степени почувствовал астролог Авессалом Подводный в [13]: "Для Плутона 
характерно стремление к власти над людьми, часто неосознанное. Соединение 
Сатурна с Плутоном v классический аспект черных магов v жажда власти Плутона 
подчеркивается и с силой соединяется с честолюбием и дисциплиной Сатурна".

Итак, определены ТИМы всех планет. Однако осталось еще несколько свободных 
ТИМов для того, чтобы получить полный астрологический социон. Поэтому 
рассмотрим наиболее крупные и наиболее часто используемые в астрологии 
астероиды.

Определим ТИМ интенсивно используемого в современной астрологии астероида 
Хирона. В [14] о Хироне написано следующее:

"В гороскопе Хирон символизирует качество компетентности во многих областях и 
умения их творчески синтезировать. Хирон открывает дверь к более высоким 
перспективам и разъясняет то, что перед нами".

Согласно Авессалому Подводному [13], Хирон символизирует шута или странное 
непонятное событие, нелепую шутку (человека или судьбы) со скрытым смыслом. 
Такому описанию вполне удовлетворительно соответствует ТИМ логико-интуитивный 
экстраверт (ЛИЭ, ENTJ). Действительно, многие люди, имеющие ТИМ ЛИЭ, зачастую 
весьма компетентны в самых разных областях, увлекаются новейшими технологиями, 
развивают перспективные направления и зачастую являются авторами не самых 
удачных шуток.

Определим ТИМ наиболее крупного астероида Цереры. Вот как описываются его 
качества в [14]:

"Рационализм, практичность, хозяйственность; порядок, иерархия; деловые 
качества, служение, исполнительность; чистота и безупречность, забота о 
здоровье; самодисциплина и трудолюбие; воспитание, обучение, включенность и 
оперативность; преобразование реальности, смена жизненных фаз".

Этому описанию вполне удовлетворительно соответствует ТИМ логико-сенсорный 
экстраверт (ЛСЭ, ESTJ). Мифологически Церера v богиня зерна, она обеспечивает 
питанием, является всекормящей матерью, то есть фактически тесно связана и 
хорошо понимает Землю. Понятно почему, ведь между Землей и Церерой v зеркальные 
отношения! Любопытно также, что конфликтность отношений суперэго пары Плутон v 
Церера мифологически выражается в том, что Плутон похищает дочь Цереры 
Прозерпину!

Определим ТИМ астероида Весты. Хотя это и не самый крупный астероид, но зато 
это самый яркий астероид, единственный, видимый невооруженным глазом. В [14] 
Веста описывается как хранительница домашнего очага и родных мест, преданная 
делу и жертвенная ради исполнения своей и только своей задачи. Как и Сатурн, 
Веста подавляет естественные жизненные функции и может способствовать аскетизму.
 Сублимируя энергию в единый фокус, Веста устраняет все лишнее. Такое описание 
Весты дает автору все основания предполагать, что ТИМ Весты v 
сенсорно-этический экстраверт (СЭЭ, ESFP). В соционике известно, что многим 
людям с ТИМом СЭЭ свойственно желание выделяться, быть в центре внимания, а 
согласно мифологии Веста получила от Зевса дар пребывать в центре жилища, 
принимая лучшие из жертвоприношений! Быть может, то, что это самый яркий 
астероид, тоже проявление желания привлечь к себе внимание?!

Определим ТИМ астероида Юноны. Вот что написано о Юноне в [14]:

"Астероид Юнона не входит в четверку самых крупных астероидов, но тем не менее 
привлекает внимание астрологов, поскольку описывает супружеские взаимоотношения.
 В карте он показывает, на чем основано значимое для супругов, а также духовное 
наполнение брака. Юнона же может указать способы корректировки и достижения 
большей глубины взаимоотношений, а также предпочтительный стиль взаимодействия 
с людьми".

Здесь практически нет сомнений, что Юнона имеет ТИМ этико-интуитивный интроверт 
(ЭИИ, INFJ). Любопытно, что мифологически Юнона v жена Юпитера, а интертипным 
отношением между ними является зеркальное отношение, что дает хорошее 
взаимопонимание.

Итак, чтобы получить полный астрологический социон, остается соотнести 
какой-либо объект Солнечной системы с ТИМом интуитивно-логический интроверт 
(ИЛИ, INTP). Размышления по этому поводу привели автора к предположению, что 
ТИМ ИЛИ должны иметь все периодические кометы, имеющие длинные вытянутые орбиты,
 иногда выходящие даже за орбиту Плутона. В таком случае между Солнцем и 
кометами имеются отношения конфликта. Физически это выражается в том, что при 
достаточном приближении к Солнцу солнечное излучение настолько разогревает 
вещество, из которого состоит комета, что оно начинает испаряться, образуя всем 
известный хвост, т.е. Солнце действует на кометы совершенно очевидным 
разрушительным образом. Быть может, вытянутые орбиты комет тоже следствие этого 
конфликта, ведь благодаря такой орбите кометы большую часть времени проводят 
вдали от своего конфликтера v Солнца!

Поскольку в натальной карте отсутствует Земля, то соответствующий ей ТИМ СЛИ 
остается вроде как непроявленным. Каким же образом можно попытаться учесть в 
натальной карте действие ТИМа СЛИ? Возможно, для этого следует попытаться найти 
еще один объект в Солнечной системе, имеющий, как и Земля, ТИМ СЛИ, положение и 
движение которого уже можно будет представить в натальной карте. Возможно, это 
астероид Гигея. Согласно мифологии Гигея была дочерью и верной помощницей 
легендарного врача Асклепия (Эскулапа), умевшего не только исцелять, но даже и 
воскрешать людей. То есть астрологический смысл астероида Гигея заключается в 
заботе о здоровье и методах лечения, что очень хорошо подходит под ТИМ СЛИ.

Итак, определены ТИМы Солнца, всех планет, некоторых астероидов и комет. 
Скептически настроенные читатели могут задать вопрос, а где гарантия, что эти 
ТИМы верно определены? Автор получил хорошее подтверждение правильности 
установленных соответствий сразу же после своего доклада на 14-й международной 
конференции по соционике, когда к нему подошла киевский соционик Галина 
Чикирисова и сказала, что в процессе доклада, когда автор сначала зачитывал 
астрологическое описание принципа планеты, а затем делал вывод о ее ТИМе, ей 
удалось угадать самой почти все ТИМы планет до того, как автор успевал сообщить 
ТИМ планеты! То есть для опытного соционика предложенные астрологические 
описания принципов планет оказались вполне узнаваемы как портреты 
соответствующих ТИМов!

С позиций соционики видно, что Плутон, Нептун, Марс и Сатурн имеют ТИМы 2-й 
квадры, а Земля имеет ТИМ, входящий в 4-ю квадру. Поскольку это ортогональные 
квадры, то между ТИМами этих двух квадр имеются наиболее напряженные ИО v 
конфликт, суперэго, полная противоположность, квазитождество. В то же время 
Юпитер, Юнона, Церера, Земля и Гигея имеют ТИМы 4-й квадры, между которыми 
имеются наиболее благоприятные ИО v дуальные, активации, зеркальные, тождество. 
Таким образом, существующее в традиционной астрологии деление на "добрые" и 
"злые" планеты является отражением характера ИО между ТИМом Земли и ТИМами 
планет. Поскольку в соционике нет плохих или хороших ТИМов (любой из ТИМов в 
чем-то хорош, а в чем-то не очень), то такое деление планет на "добрые" и 
"злые" весьма относительно, т.к. фактически отражает субъективное восприятие ИО 
только одним из 16 ТИМов. Любая планета может быть как условно "хорошей", так и 
условно "плохой" в натальной карте конкретного человека в зависимости от того, 
каким ТИМом обладает сам человек. Таким образом, для того, чтобы понять, 
принципы каких планет будут человеку наиболее понятны и близки, и принципы 
каких планет будет наиболее трудно воспринять и проработать, абсолютно 
необходимо знать ТИМ человека, с натальной картой которого работает астролог.


Знаки зодиака.

Как известно, в астрологии используется система 12 знаков зодиака, по 3 знака 
4-х стихий v земли, воды, воздуха и огня. Возникает вопрос, если смысловому 
содержанию планет соответствуют вполне определенные ТИМы, то что в соционике 
будет соответствовать 4-м астрологическим стихиям v земле, воде, воздуху и 
огню? Автору удалось найти ответ и на этот вопрос v в соционике 4-м стихиям 
соответствуют уровни коммуникативного пространства: физический (поверхностная 
коммуникация на близкой дистанции), психологический (глубокая коммуникация на 
близкой дистанции), социальный (поверхностная коммуникация на далекой 
дистанции) и информационный (глубокая коммуникация на далекой дистанции)! Вот 
какая схема вертикальной иерархии данных уровней приводится в [15]: 

      инфо 
    социо   
  психо      
физио       

Но ведь точно такую же иерархию по состоянию вещества (земля v твердое, вода v 
жидкое, воздух v газообразное, огонь v плазменное) имеют и 4 стихии:

      огонь  
    воздух   
  вода      
земля       

Читатели зададут вопрос, что каждая стихия в астрологии объединяет по три знака.
 С чем связана эта тройственность стихий? Астрология отвечает на этот вопрос 
введением понятия того, что каждая стихия может проявляться кардинальным, 
фиксированным и мутабельным образом. Таким образом, можно составить следующую 
таблицу соответствия знаков Зодиака уровням коммуникации в коммуникативном 
пространстве v таблица 2.


Таблица 2.

Соответствие знаков Зодиака уровням коммуникации в коммуникативном пространстве.


Знак Зодиака 
 Уровень коммуникации 
 
Овен 
 кардинальный информационный 
 
Телец 
 фиксированный физический 
 
Близнецы 
 мутабельный социальный 
 
Рак 
 кардинальный психологический 
 
Лев 
 фиксированный информационный 
 
Дева 
 мутабельный физический 
 
Весы 
 кардинальный социальный 
 
Скорпион 
 фиксированный психологический 
 
Стрелец 
 мутабельный информационный 
 
Козерог 
 кардинальный физический 
 
Водолей 
 фиксированный социальный 
 
Рыбы 
 мутабельный психологический 
 

 

Натальная карта.

Рассмотрим теперь, что будет из себя представлять используемая астрологией 
натальная карта. Натальная карта представляет собой круг, на котором изображены 
положения планет в 12 знаках зодиака и в 12 домах, символизирующих различные 
сферы жизни. При этом между некоторыми планетами существуют отношения-аспекты 
(например, мажорные аспекты v соединение, оппозиция, квадрат, трин, секстиль). 
Полученная информация о ТИМах планет и о соответствии астрологических стихий 
уровням коммуникации позволяет трактовать натальную карту следующим образом.

Натальная карта представляет собой схему проявления информационных принципов 
ТИМов планет на различных уровнях коммуникации в коммуникативном пространстве 
(физическом v в знаках земли, психологическом v в знаках воды, социальном v в 
знаках воздуха, информационном v в знаках огня) и в 12 домах, символизирующих 
разные сферы жизни. При этом аспекты между планетами указывают на наличие между 
ними связи и как следствие v интертипного отношения. А качество аспекта 
(соединение, оппозиция, квадрат, трин, секстиль и др.) указывает на то, 
насколько гармонично или дисгармонично будет реализовываться данное интертипное 
отношение между планетами.

Теперь остается только выяснить, насколько хорошо предлагаемый подход к 
пониманию принципов планет и знаков работает на самом деле. Для этого 
существует единственный путь v надо брать натальную карту конкретного человека 
и пытаться истолковать ее, используя изложенную выше информацию. Автор проделал 
такую работу над целым рядом натальных карт и получил великолепные результаты, 
которые полностю подтвердили правильность установленных соответствий. Удалось 
буквально на порядок лучше по сравнению с традиционными астрологическими 
трактовками понять суть проявления планет и аспектов между ними. При этом в 
процессе анализа натальных карт удалось сделать удивительное открытие -v 
оказалось, что едва ли не в каждой натальной карте одна или даже несколько 
планет могут символически указывать на живого конкретного человека, играющего 
ключевую роль в соответствующем доме натальной карты, через совпадение ТИМа 
данной планеты с ТИМом живого человека! То есть фактически такая планета через 
совпадение ТИМов указывает на кармическую предопределенность встречи с этим 
человеком. При этом знак Зодиака, в котором стоит такая планета, а также ее 
аспекты с другими планетами определяют характер отношений с этим человеком. 
Наиболее это характерно для планет в 7-м доме. У автора сейчас есть веские 
основания предполагать возможность того, что любая планета в 7-м доме указывает 
на ТИМ конкретного человека, с которым кармически предопределены отношения. 
Например, в натальной карте автора в 7-м доме (дом партнеров) в земном знаке 
Девы стоят две планеты v Уран и Плутон. Как уже было сказано, Уран v ИЛЭ, 
Плутон v ЭИЭ. Так вот, в жизни автора были близкие отношения с двумя женщинами, 
оказавшими огромное влияние на личную жизнь. При этом одна из этих женщин v 
ярко выраженный ИЛЭ, а вторая v ярко выраженный ЭИЭ! То есть принципы Урана и 
Плутона в жизни автора в буквальном смысле материализовались в двух конкретных 
женщинах, имеющих точно такие же ТИМы, что и планеты в 7-м доме! Вероятность 
такого случайного совпадения очень мала! При этом общение с этими женщинами у 
автора действительно происходило преимущественно на физическом уровне 
коммуникации! А мутабельный характер знака Девы указывает на кратковременный 
характер отношений, что и произошло в действительности! А вот жена автора имеет 
ТИМ СЛИ и символически также представлена в натальной карте автора в виде 
астероида Гигеи, имеющего ТИМ СЛИ, в 3-м доме в знаке Тельца, фиксированный 
характер которого указывает на длительные отношения. Сам автор имеет ТИМ СЛИ и 
также представлен в натальной карте жены в виде астероида Гигеи, но уже в 9-м 
доме. Как видно из сказанного, такое проявление ТИМов планет через совпадение с 
ТИМом живого человека характерно не только для 7-го дома, но и для некоторых 
других домов. Автору удалось обнаружить в некоторых случаях такое проявление 
ТИМа планеты через ТИМ человека также в 3-м, 5-м, 9-м, 12-м домах. Вполне 
возможно, что это можно наблюдать и для других домов. Понятно, что такой анализ 
натальной карты возможен только в случае, если известны ТИМы людей, играющих 
(или сыгравших) ключевую роль в жизни хозяина натальной карты. Очевидно, что 
без хорошего знания соционики такой анализ вообще невозможен.


Сила планет в знаках зодиака.

Другой интересный вопрос, который встает в свете вышеизложенного, это 
соотношения планет со знаками. Вот что об этом пишет Авессалом Подводный в 
[13]:

"Между знаками и планетами имеются следующие отношения. Каждым знаком управляет 
(господствует в нем) определенная планета (хозяин и управитель знака), наиболее 
созвучная ему по своему принципу. Если планета находится в противоположном 
знаке, говорят, что она в заточении (в изгнании). Например, Овном управляет 
Марс, следовательно в Весах Марс в заточении. Кроме того, в каждом знаке одна 
из планет имеет 

наибольшую силу; говорят, что она кульминирует (возвышается, экзальтирует) в 
нем. В противоположном знаке она, наоборот, теряет свою силу или несколько 
искажается ее принцип; говорят, что она находится там в падении. Например, в 
Овне кульминирует Солнце, следовательно в Весах оно в падении. Марс 
кульминирует в Козероге, так что в падении он в Раке".

В соционике известно существование групп ТИМов, наилучшим образом реализующихся 
на одном из 4-х уровней коммуникации. То есть одна группа ТИМов наилучшим 
образом способна реализоваться на физическом уровне, другая группа ТИМов v на 
психологическом уровне, третья группа ТИМов v на социальном уровне, а четвертая 
группа ТИМов v на информационном уровне. 

По шкалам сенсорика v интуиция (конкретность v абстрактность) и логика v этика 
(объективность v субъективность) 16 ТИМов социона разбиваются на 4 равные 
группы по 4 ТИМа в каждой:



Группа управленцев: СЛЭ, ЛСЭ, СЛИ, ЛСИ. 
Группа социалов: СЭЭ, ЭСЭ, СЭИ, ЭСИ. 
Группа гуманитариев: ИЭЭ, ЭИЭ, ИЭИ, ЭИИ. 
Группа сайентистов: ИЛЭ, ЛИЭ, ИЛИЭ ЛИИ. 
В соционике известно, что ТИМы группы управленцев наилучшим образом могут 
реализоваться на физическом уровне, а наихудшим образом v на психологическом 
уровне. ТИМы группы гуманитариев наилучшим образом могут реализоваться на 
психологическом уровне, а наихудшим образом v на физическом уровне. ТИМы группы 
социалов наилучшим образом могут реализоваться на социальном уровне, а 
наихудшим образом v на информационном уровне. ТИМы группы сайентистов наилучшим 
образом могут реализоваться на информационном уровне, а наихудшим образом v на 
социальном уровне. Это очень хорошо соответствует тому, что в зодиакальном 
круге в оппозиции знакам земли находятся знаки воды (т.е. физическому уровню 
оппозиционен психологический), а в оппозиции знакам воздуха находятся знаки 
огня (т.е. социальному уровню оппозиционен информационный уровень). Таким 
образом, астрологический принцип, согласно которому если планета наилучшим 
образом проявляется в каком-то одном знаке, то наихудшим способом она 
проявляется в оппозиционном ему знаке, с точки зрения только что изложенного 
соционического подхода является вполне корректным.

В соответствии с вышеизложенным легко построить таблицу, где указаны 
астрологические стихии, в которых наилучшим или наихудшим образом проявляются 
принципы планет v таблица 3.


Таблица 3.


Сила и слабость планет

в астрологических стихиях.


Стихия ?
Планета ? 
 Огонь 
 Воздух 
 Вода 
 Земля 
 
Солнце 
 слабо 
 сильно 
 умеренно 
 умеренно 
 
Меркурий 
 сильно 
 слабо 
 умеренно 
 умеренно 
 
Венера 
 слабо 
 сильно 
 умеренно 
 умеренно 
 
Луна 
 слабо 
 сильно 
 умеренно 
 умеренно 
 
Марс 
 умеренно 
 умеренно 
 слабо 
 сильно 
 
Юпитер 
 умеренно 
 умеренно 
 сильно 
 слабо 
 
Сатурн 
 умеренно 
 умеренно 
 слабо 
 сильно 
 
Уран 
 сильно 
 слабо 
 умеренно 
 умеренно 
 
Нептун 
 умеренно 
 умеренно 
 сильно 
 слабо 
 
Плутон 
 умеренно 
 умеренно 
 сильно 
 слабо 
 
Церера 
 умеренно 
 умеренно 
 слабо 
 сильно 
 
Веста 
 слабо 
 сильно 
 умеренно 
 умеренно 
 
Юнона 
 умеренно 
 умеренно 
 сильно 
 слабо 
 
Гигея 
 умеренно 
 умеренно 
 слабо 
 сильно 
 
Хирон 
 сильно 
 слабо 
 умеренно 
 умеренно 
 
Кометы 
 сильно 
 слабо 
 умеренно 
 умеренно 
 


Как видно из приведенной таблицы, имеется лишь частичное совпадение с 
традиционными астрологическими представлениями о силе и слабости планет в 
знаках Зодиака. В этом нет ничего удивительного, так как в традиционных 
представлениях совершенно отсутствует какая-либо убедительно обоснованная 
система. Однако и приведенную таблицу не следует рассматривать как абсолютную 
догму, так как практический опыт анализа натальных карт показывает, что 
зачастую планета в формально нейтральном для себя знаке может неожиданно 
проявиться очень сильно, а изредка и в слабом для себя знаке планета ухитряется 
неплохо себя показать. Полученные автором выводы о силе и слабости ТИМов планет 
на 4-х уровнях коммуникативного пространства позволяют говорить о том, что 
существующие на сегодня взгляды об отношениях между планетами и знаками требуют 
серьезного пересмотра и корректировки. Детальная расстановка планет по степени 
гармоничности их проявления в знаках требует каким-то образом соотнесения 
четырех планет каждой группы с тремя знаками заданной стихии. Здесь автор пока 
не склонен к поспешным выводам. Можно лишь выдвинуть некоторые предположения. 
Возможно, рациональные планеты будут лучше проявляться в фиксированных знаках, 
иррациональные экстравертные планеты v в кардинальных знаках, а иррациональные 
интровертные планеты v в мутабельных знаках. Но это пока лишь рабочая гипотеза, 
требующая длительной кропотливой работы по ее проверке.

В книге [13] приводится следующая схема для планет, где в ее левую часть, 
соответствующую внешнему (активному) проявлению, попали Солнце, Марс, Юпитер, 
Плутон, которые имеют ТИМы экстравертов. В правую часть, соответствующую 
внутреннему (пассивному) проявлению, попали Луна, Венера, Сатурн, Нептун, 
которые имеют ТИМы интровертов:




Как видим, отличать планеты-экстраверты от планет-интровертов астрологи 
более-менее научились, называя их соответственно активными и пассивными. Но вот 
что странно в этой схеме, так это выделение Меркурия, Хирона и Урана в третью 
группу связи и умственной энергии. На самом деле было бы гораздо логичнее 
поместить Меркурий в группу пассивных планет, а Уран и Хирон v в группу 
активных планет. Любопытно, что все эти три планеты имеют сайентистские ТИМы 
(до полной четверки здесь не хватает ТИМа ИЛИ). Еще более странным с точки 
зрения соционики в этой схеме выглядит деление планет по 4-м уровням (базисный, 
индивидуальный, социальный и планетарный), поскольку в соционике принято 
считать, что все ТИМы равноценны, нет плохих и хороших ТИМов, каждый ТИМ 
по-своему важен и уникален. Поэтому здесь астрологам придется болезненно 
расставаться со стереотипом деления планет на низшие и высшие. Как нет высших и 
низших ТИМов, так нет и высших и низших (в астрологическом смысле) планет.


Послесловие.

Авторский опыт трактовки натальных карт с помощью методов соционики показал 
очень высокую эффективность этого подхода. Знание соционики помогает очистить 
понимание принципов планет от многовековых напластований субъективных описаний. 
А описание астрологических стихий через уровни коммуникации чрезвычайно 
облегчает понимание сути знаков Зодиака. По субъективному мнению автора, 
традиционные астрологические подходы к толкованию натальных карт дают едва ли 
20-30% верной информации. Когда достаточно хорошо знаешь соционику, то чтение 
описаний принципов планет и знаков Зодиака, содержащихся в традиционной 
астрологической литературе, превращается в интенсивный тренинг по фиксации 
ошибок. До сих пор астрология фактически пользуется мифологическим языком. Если 
проводить исторические научные аналогии, то в свое время и средневековые 
алхимики пользовались мифологическим языком, когда например реакция растворения 
золота в царской водке изображалась рисунком, на котором лев пожирал Солнце. 
Каким научным языком пользуется современная химия, не надо объяснять. Соционика 
дает астрологии научный язык, что дает возможность астрологии совершить 
огромный качественный рывок в понимании как своих основ, так и в повышении 
точности астрологических интерпретаций. Вместе с тем по-настоящему хорошо 
изучить соционику не так-то просто. Хотя на данный момент издано уже достаточно 
большое количество книг, а также издается несколько журналов по соционике, тем 
не менее было бы наивно полагать, что соционику можно изучить после прочтения 
какой-то одной книги. К сожалению, на данный момент в соционике существует 
несколько конкурирующих направлений, представители которых зачастую в корне не 
согласны друг с другом по целому ряду важных вопросов (впрочем, это 
свидетельствует о том, что соционика v молодая, но бурно развивающаяся наука). 
По этой причине в книгах одних авторов удачны одни разделы и неудачны другие, а 
у других авторов порой все наоборот. Автору пока неизвестна книга по соционике, 
где все было бы однозначно удачно. На данный момент автор пытается собрать для 
книги наиболее удачные материалы, включая большое число собственных разработок. 
Пока сложно сказать, сколько времени это займет.

Вместе с тем изложенная информация ставит серьезные психологические проблемы 
перед значительной частью астрологов, привыкших за годы практики к методам 
традиционной астрологии, поскольку перед ними встает дилемма v то ли 
отмахнуться от изложенной здесь информации как от какой-то непонятной ерунды, 
то ли взяться за изучение соционики, что потребует коренного пересмотра 
привычных взглядов. Очевидно, что некоторая часть астрологов, длительное время 
используящая традиционные методы, откажется поверить вышеизложенной информации. 
Очевидно также, что другая часть астрологов попытается начать изучать соционику,
 чтобы самим проверить эффективность новых методов. Именно этим астрологам 
предстоит стать пионерами по-настоящему научной астрологии. Их ждут 
удивительные открытия! А желающие познакомиться с мощью методов соционики могут 
прочитать работу автора "Интерпретация ТИМов планет в натальной карте Иисуса 
Христа" [16], впервые прозвучавшей в виде доклада на 16-й международной 
конференции по соционике в сентябре 2000 г. в г. Киеве.

Список литературы. 

М.М.Гут, "Духовное содержание информационных аспектов и информационная 
структура объектов во вселенной", доклад на 14-й международной конференции по 
соционике, сентябрь 1998 г., г. Киев. 
М.М.Гут, "Сущностный смысл информационных аспектов соционики и триграмм И-Цзин",
 доклад на 12-й международной конференции по соционике, сентябрь 1996 г., г. 
Киев, статья в журнале "Соционика, ментология и психология личности", ¦6, 1996 
г. 
М.М.Гут, "Новое понимание И-Цзин", доклад на 14-й международной конференции по 
соционике, сентябрь 1998 г., г. Киев. 
М.М.Гут, "Определение информационно-психологических типов персонажей сказок А.А.
Милна "Винни-Пух и все-все-все" и анализ их интертипных отношений", статья в 
журнале "Соционика, ментология и психология личности", ¦5, 1996 г. 
С.И.Чурюмов, "Гипотеза универсальности ТИМ-кода", статья в журнале "Соционика, 
ментология и психология личности", ¦3, 1996 г. 
С.Н.Лазарев, "Диагностика кармы-5", Санкт-Петербург, 1998. 
П.В.Максимов, "Астрологические признаки соционических функций", доклад на 14-й 
международной конференции по соционике, сентябрь 1998 г., г. Киев. 
И.А.Булкин, "Целевые особенности астрологического и соционического подходов к 
человековедению: функциональные различия и семантические параллели", доклад на 
14-й международной конференции по соционике, сентябрь 1998 г., г. Киев. 
Г.А.Шульман, "Кратко о сопоставительных исследованиях соционика v астрология в 
1990-1998 г.г.", доклад на 14-й международной конференции по соционике, 
сентябрь 1998 г., г. Киев. 
П.В.Максимов, "Практическая астрология взаимоотношений", Москва, 1997. 
А.Л.Чижевский, "Земное эхо солнечных бурь". 
А.Ю.Саплин, "Астрологический энциклопедический словарь", "Русская историческая 
энциклопедия" v "Внешсигма", Москва, 1994. 
Авессалом Подводный, "Введение в астрологию", НПО "Модэк", Воронеж, 1992. 
Семира и В.Веташ, "Искусство астрологии", Лань, Санкт-Петербург, 1997. 
В.В.Гуленко, В.П.Тыщенко, "Юнг в школе. Соционика v межвозрастной педагогике", 
изд-во НГУ, Новосибирск, 1997. 
М.М.Гут, "Интерпретация ТИМов планет в натальной карте Иисуса Христа", Гомель, 
2000 г., доклад на 16-й международной конференции по соционике, сентябрь 2000 г.
, г. Киев. 
 
 [Весь Текст]
Страница: из 15
 <<-