Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. :: Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. - Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-
 
4. Признак настоящей сказки — хороший
конец. Психологическая защищенность.
Философское, экзистенционапьное
осмысление действительности
Во МНОГИХ сказках наблюдается четкое разделение добра и зла. Читателям ясно, 
кто мешает жить и каким способом его можно победить (психологам и 
психотерапевтам хорошо известно, какую огромную работу с пациентом нужно 
провести, для того чтобы прийти к такой ясности!). Кроме того, ребенок видит, 
что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А тот, 
кто проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно 
вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так 
и он к тебе.
Есть сказки, в которых, как в жизни, зло выступает под маской добра, а добрый 
персонаж имеет непривлекательную личину. Но в любом случае — справедливость и 
добро обязательно восторжествуют. Это дает ребенку чувство психологической 
защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. 
Оказывается, что испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы 
сделать их более сильными и мудрыми.
Быть может, именно через сказку мы познаем подлинный смысл Добра и Зла. Если бы 
не было Драконов, Кощея, Чуда-Юда, герой не стал бы сильнее, не приобрел бы 
новый опыт. Через осознание необходимости и важности испытаний мы учимся 
прощать своих врагов.
В одной из наших первых детских сказкотерапевтичес-ких групп произошел такой 
случай. Дети, путешествуя по сказке, должны были с помощью волшебного 
заклинания уничтожить Дракона и забрать у него Посох, похищенный у Доброго 
Волшебника. Ребята прочитали заклинание, и мой ассистент, игравший роль Дракона,
 красочно изобразил его гибель. На этом месте предполагалось, что дети будут 
ликовать, но не тут-то было. Первое мгновение они обрадовались тому, что, 
пройдя через все сказочные испытания, которые мы для них приготовили, 
заполучили Волшебный Посох. Однако потом они

11
Истоки волшебства
загрустили. Оказалось, что им жалко Дракона и они хотят придумать способ его 
оживления. Да еще так, чтобы он стал хорошим. Возникла курьезная ситуация. Мой 
ассистент (который за ширмой уже переодевался в Доброго Волшебника, дабы 
встретить детей и поблагодарить их за возвращение Посоха) стал перебирать 
арсенал сказочных аксессуаров, чтобы превратиться в "хорошего" Дракона. И 
вовремя это сделал, потому что ребята всерьез собрались идти в "пещеру" (за 
ширму), чтобы совершить ритуал "оживления". Удивительно, но у них была целая 
концепция "оживления": начиная от осознания источников негативного поведения 
Дракона и заканчивая "программой оживления". Обсуждая между собой, что делать, 
они пришли к выводу, что Дракона мало любили и жалели, поэтому он стал злым. 
Они сказали, что если Дракона погладить и пожалеть, то он оживет хорошим. Так 
как с помощью волшебного заклинания они уничтожили не самого Дракона, а то зло, 
которое в нем скопилось. Услышав все эти соображения, мой ассистент, чуть 
постанывая, стал выползать из "пещеры". Ребята подошли к нему, стали его 
гладить, говорить, чтобы он вставал, что все прошло и теперь он добрый. 
"Хороший" Дракон поблагодарил сказочных путешественников за это превращение и 
подтвердил их догадки относительно того, почему он стал злым. Только после 
этого мы отправились в "обратный путь" к Волшебнику. Причем, когда дети 
рассказывали Волшебнику о сюих приключениях, для всех самым важным 
воспоминанием явилась трансформация Дракона. Этот эпизод был для нас хорошим 
уроком. Во-первых, он доказал, что в сказкотерапевтических занятиях роль 
экспромта чрезвычайно велика. Во-вторых, мы увидели, что для современных детей 
просто победить зло недостаточно — важен процесс перерождения, трансформации 
"плохого" героя, важно понимание первопричин негативных проявлений. В-третьих, 
ребята приобрели уникальный опыт самостоятельного разрешения труднейшей 
ситуации, сами выступили в роли волшебников, "расколдовав" Дракона. И самое 
главное, они "прочувствовали" то, что не учли мы, — хороший конец, это не 
просто физическое уничтожение зла (ведь на смену одному Дракону может прийти 
другой, и тогда, кто знает,

Как строится сказочный сюжет___________________23
хватит ли сил его победить), а положительная трансформация каждого героя. 
Оказывается, безопасен Дракон не поверженный, а перерожденный.
5. Ореоп тайны и вопшебства. Раскрытие потенциальности
Волшебная сказка как ЖИВОЙ организм — в ней все дышит, в любой момент может 
ожить и заговорить, даже камень. Эта особенность сказки очень важна для 
развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок "вживляется" в 
повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и 
с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка 
децентрироваться, вставать на место другого, а также активизируется фантазия и 
интуиция. Ведь именно эта способность человека почувствовать нечто, что 
отличается от него самого, позволяет ему ощутить многогранность Мира и свое 
Единство с ним.
Всем известно, что только в сказке невозможное возможно. Здесь нет ментальных 
ограничений, существующих в обыденной жизни. Здесь можно не бояться мечтать, 
строить образы будущего, Желаемого. В сказке не работает привычная проблемная 
формула "Это у меня не получится", ибо все неудачи временны и случаются от того,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-