Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. :: Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. - Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-
 
замечали, что многие дети любят сказку «Три поросенка». Особенно 
привлекательным для них является Старший Поросенок, который может и веселиться, 
и построить вовремя дом, и друзей приютить, и свою жизнь отстоять. Он очень 
гибко соотносит принцип удовольствия с

16
Истоки волшебства
принципом реальности, являясь примером социально адаптированного, творческого 
существа. Аналогом образа Старшего Поросенка в жанре басни часто называют 
Муравья (из басни И.Крылова «Стрекоза и Муравей»). Муравей очень хорошо знает 
урок «делу — время, потехе — час». Однако дети больше любят легкомысленную 
Стрекозу, сочувствуют, когда Муравей выносит ей самый настоящий приговор: «Ты 
все пела — это дело, так пойди же, попляши!»
Вероятно, ситуация в басне «Стрекоза и Муравей» во многом напоминает детям о 
собственных проказах и родительских выговорах за них. В некоторых детях исход 
басни может укрепить уверенность в том, что приходить со своими проблемами к 
родителям бесполезно, потому что вместо понимания можно получить укор: "Я же 
тебе говорил!.."
Другое дело сказка. Бессознательно идентифицируя себя со Старшим Поросенком, 
ребенок может научиться прогнозировать будущие проблемы и вовремя их решать, 
гибко совмещая удовольствия и необходимые дела. В сказке никто не учит ребенка 
"жить правильно". События сказочной истории естественно и логично вытекают одно 
из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает 
причинно-следственные связи, закономерности, существующие в этом мире.
Сказочным свойством "мягкого намека" обладают также притчи, истории из жизни. 
Опыт показывает, что метафора глубоко проникает в бессознательное человека и 
активизирует психологические "иммунные тельца" — потенциальные части нашей 
личности, которые, в свою очередь, помогают человеку найти свой собственный, 
лучший на данный момент, выход из проблемного состояния. Тем самым, психолог, 
другой специалист, или просто человек, к которому пришли за советом, обезопасит 
себя от непроизвольного "навязывания" решения своему визави. Метафора 
недирективна, она лить мягко намекает и направляет. Эта особенность метафоры 
позволяет создавать вокруг человека ауру психологической защищенности. С другой 
стороны, человек получает возможность "приподняться" над своей проблемой, 
посмотреть со стороны на то, что ему мешает. По мнению Н. Пезешкяна, через 
истории, притчи, мифы и сказки психо-

^рапоинства сказок
17
терапевт сознательно прокладывает путь к интуиции и фантазии пациента, учит его 
мыслить в образах данной истории, тем самым мягко изменяя позицию пациента. Это 
особенно важно тогда, когда разум пациента не может справиться с ситуацией.
Лучше всего данное достоинство сказок проиллюстрирует восточная притча:
«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за 
другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот 
выслушал его озабоченно и сказал: "Повелитель, я вынужден сообщить тебе 
печальную весть — ты потеряешь одного за другим всех сюих близких!" Эти слова 
вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать 
другого толкователя. Тот, выслушав сон, сказал: "Я счастлив сообщить тебе 
радостную новость — ты переживешь всех сюих родных!" Властелин был обрадован и 
щедро вознаградил толкователя. Придворные очень удивились: "Ведь ты сказал ему 
то же самое, что и твой несчастный предшественник!" На что последовал ответ: 
"Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а 
КАК сказать"».
С давних времен люди использовали сказки, притчи, мифы как воспитательное 
средство. Они передавали и закрепляли нравственные ценности, правила поведения. 
Занимательные приключения героев сказок, образность языка делают интересной, 
безопасной и приемлемой даже самую суровую мораль. Иногда смысл сказки или 
притчи понятен сразу, а бывает, что мы сталкиваемся с явлением "отсроченного 
эффекта". Человек осознает связь сказочной истории и своего поведения или 
ситуации через какой-то срок, часто как озарение. Поэтому сказкотерапевту важно 
быть терпеливым, ибо эффект от его работы может проявиться как сразу, так и 
через некоторое время. Одно можно сказать с уверенностью — воздействие с 
помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, ибо затрагивает не 
только поведенческие пласты психики, но и ее ЦЕННОСТНУЮ СТРУКТУРУ.

18
Истоки волшебства
2. Собирательность образов.
Неопределенность места действия и имени
главного героя
"В некотором царстве, в некотором государстве"... Нам как будто дают понять, 
что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, 
а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к 
себе нам захочется принять происходящее.
Определенное место действия психологически отдаляет ребенка от событий, 
происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, 
особенно если он там никогда не был. Детям легче перенести себя за тридевять 
земель, чем, скажем, в город Комсомольск.
Главный герой в сказке — собирательный образ. Имена главных героев повторяются 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-